Sarkel

De omnibus dubitandum

История и археология поселения Саркел-Белая Вежа

Анатолий Чалых
Краевед
Анатолий Чалых
Краевед
Альберт Мустафин

600 лет истории Донского казачества после Золотой Орды.

История донского казачества своими корнями уходит в далекое прошлое. Прошло не одно столетие, прежде чем вольные люди южных степей стали служилым сословием Московского царства, а затем Российской империи. Казачество участвовало во всех войнах, которые вело наше Отечество со времен царя Ивана IV Васильевича Грозного. Одновременно оно столетиями исправно служило для государства надежным пограничным стражем, прежде всего, на южном порубежье. Казаки-первопроходцы позволили России раздвинуть свои пределы далеко на Восток, на берега Тихого океана. Исторические заслуги казачества перед Российским государством несомненны. В благодарной народной памяти навечно остался героический образ казака, готового по первому зову выступить в поход, принять неравный бой, пойти в края неизведанные.

Из среды казачества вышло немало талантливых людей, которые постарались составить его летопись. Одним из таких летописцев стал потомственный донской казак Андрей Андреевич Гордеев, человек трагической, но славной судьбы. Оказавшись за пределами российского Отечества, куда ему возвратиться так и не пришлось, Гордеев не потерялся как человеческая личность, ему крепко помогла и офицерская честь, и фронтовая закалка, и любовь, привитая с детства, к истории русского казачества. Последнее немаловажное обстоятельство позволило ему стать признанным певцом казачества России в рядах белой эмиграции.

Потомственный донской казак Андрей Андреевич Гордеев, книга «История казачества», часть 1: Происхождение слова казак и его значение составляет один из неразрешенных историками вопросов. Основная трудность при решении вопроса сводится к тому: имеет ли слово казак расовое происхождение, или оно возникло под влиянием бытовых, исторически сложившихся условий. Большое количество существующих определений этого слова, наличие народов, носящих название казак или близкое к нему по созвучию, давало основание для того и другого предположения.

Слово казак существовало в языках всех народов Востока, Средней и Малой Азии и других народов. Существует много племенных названий, по созвучию близких к слову казак. Но под названием казак у разных народов существовали самые разнообразные по форме и содержанию понятия. У персов под словом казак разумелись люди, состоявшие на службе, оплачиваемые казной, по-персидски «газа» и отсюда «газак». У арабов слово казак означало всадника, сражавшегося за веру и закон пророка. По-монгольски «казых» или «казак» означало — свободный воин, живущий обособленно в палатке, или, по другому понятию — броня, щит и крепкий оплот по охране границ, или военный страж. Но под словом казак у многих народов существовали различные предметы домашнего обихода, а также название птиц и зверей. Различные понятия, связанные со словом казак, приводили историков к заключению, что слово это было перенесено с того или другого предмета на народ, живший в особых условиях, отличавшийся от других не расовым происхождением, а характерными особенностями. В числе разнообразных определений понятия «казак», наиболее верно отражает его смысл — это «вольный» человек. Происхождение слова к а з а к, или вольный человек, возникло в глубокой древности и относится к эпохе героического народного эпоса. Человечество никогда не покидало мечты о «вольной и счастливой» жизни. Стремление к осуществлению этой мечты у человечества было тем более сильно, чем более жестокой и беспросветной казалась действительность. Мечта эта осуществлялась отдельными лицами, порывавшими со своей средой, племенем, уходившими «на волю», где устраивали жизнь независимо от других, по собственному разумению. Вокруг отдельных смельчаков собирались группы таких же искателей счастливой жизни. Собиравшиеся группы отдельных лиц превращались в боевые дружины и устраивали свою жизнь на основе дружбы, равенства и свободных бытовых отношений и среди других народов получали название «казаки», или «свободные люди».

Героический эпос всех народов украшен народными героями, богатырями, подвигами сильных и смелых людей, осуществлявших человеческие идеалы. В ходе исторического процесса дружины вольных людей превращались в племена, а потом в народ, продолжавший существовать отдельно, или же сливались с другими народами, но сохраняя свое название — казаки. Таким образом, казачество возникло на основе бытовых условий, сначала отдельными лицами или группами, а затем дружинами, впоследствии превратившихся в племенные образования, хранившие свои бытовые казачьи особенности, а также и свое название — казаки.

Монгольской империи (империя включала Монголию, Северный Китай, Корею, территорию тангутского царства Си-Ся Юго-Западный Китай, Центральную и Среднюю Азию, Закавказье, Иран, Афганистан, степное Поволжье и Подонье — Половецкие степи и значительную часть русских земель), с расширением территорий и границ,  потребность в легкой коннице увеличивалась и количество ее должно было пополняться вновь завоеванными народами.  После покорения татаро-монголами русских княжеств и образования Золотой Орды название «казаки» установились за частью войск, составлявших среди вооруженных сил Орды части легкой конницы. Части легкой конницы в составе монгольских войск формировались из числа покоренных народов. После распада Золотой Орды части этой легкой конницы, под названием казаков, оказались на границах русских княжеств.

Название «Золотая Орда» впервые появляется в 1566 году в сочинении «Казанская история» (Казанская история — историко-публицистическое сочинение второй половины XVI в., представляющее собой рассказ о трехвековой истории русско-татарских отношении со времени образования Золотой Орды до завоевания в 1552 г. Иваном Грозным отпочковавшегося от нее в середине XV в. Казанского ханства). 

Тяжелое поражение объединенного войска русских князей и половцев, понесенное на р. Калке в 1224 году от татаро-монгольской орды, не прекратило княжеских междуусобиц, и борьба началась между суздальскими, черниговскими и галицкими князьями за господство в Киеве и Новгороде. В 1237 году Батый собрал войска в верховьях Иртыша и двинулся с ними на Среднюю Волгу. Напал на волжских болгар, разгромил их и занял их столицу при слиянии рек Камы и Волги, далее взял Рязанское княжество. В условиях общей разрозненности и княжеских междуусобиц к 1241 году были взяты все княжества Руси. После разгрома русских княжеств и гибели большинства князей Русь оказалась в полной зависимости от завоевателей монгол. Выводимая в пределы кочевья монголов десятая часть русского населения отрывалась от родной земля навсегда и ставилась в совершенно другие бытовые условия. Таким образом, в установившемся господстве монгол создавались две части Руси: 1) главная часть русского населения была поставлена в положение данников, а вторая — расселенная в степной полосе, под начальством монгольских военачальников, составила военные поселения для дополнения войсковых частей монгол, охраны границ и несения всевозможных вспомогательных служб. Все мужское население, годное к войне, должно быть хорошо подготовленным к военным действиям и готовым всегда к военному походу. Военная подготовка вырабатывалась самим бытом кочевников. Кочевник с детства приучался к верховой езде, всегда был в поле, на коне и в нем вырабатывался хороший наездник. Охрана стад скота, охота на зверя вырабатывала в кочевнике отличного стрелка из лука. Это были главные качества, необходимые воину-кочевнику. Ведение боя войсковыми соединениями вырабатывалось в боевой обстановке или же в условиях массовой охоты, ежегодно устраиваемой для облавы на зверя, для чего все население улуса собиралось под руководством ханов, темников и тысячников на обширных пространствах, общим фронтом со всех сторон охватывало зверя и по установленным правилам начинало войну с ним.

С 1359 года произошла и продолжалась по 1380 года «Великая замятня» («Смута»), на золотоордынском престоле сменилось более 25 ханов, а многие регионы попытались стать независимыми. «Смута» в Золотой Орде закончилась после того, как чингизид,хан Тохтамыш при поддержке великого завоевателя эмира Тамерлана в 1377—1380 годах сначала захватил территории на Сырдарье, а затем — престол в Сарае. При Тохтамыше (1380—1395 годы) центральная власть вновь стала контролировать всю основную территорию Золотой Орды. В 1382 году хан совершил поход на Москву и добился восстановления выплаты дани.

После укрепления своего положения Тохтамыш стал захватывать вассальные территория Тамерлана, с которым ранее поддерживал союзные отношения. В период 1391—1396 годов Тамерлан разбил на Тереке войска Тохтамыша, захватил и разрушил поволжские города и поселения, в том числе столицу, разграбил города Крыма, татарское население Поволжья и Подонья бежало от расправы в русские княжества. Золотой Орде был нанесен удар, от которого она не смогла оправиться. Торговые дороги Великого шёлкового пути сместились на юг, после разорения экономика Орды пришла в упадок. В 1420-х годах начался процесс распада государства. Столица из Сарая переместилась в город Крым (ныне Старый Крым). С этого периода начинается великая история Донского казачества после Золотой Орды!

Андрей Андреевич Гордеев, книга «История казачества», часть 1

https://kartaslov.ru/книги/А_А_Гордеев_История_казачества/2

- FIN -

Добавить комментарий

*

Посетите наш форум!

Свыше 320 интересных тем для обсуждения.

Еще больше статей, исторических фактов, уникальных находок.

Участвуйте в дискуссиях, мероприятиях и экспедициях.

Присоединяйтесь к нашему поисковому движению!

Поисковое движение Sarkel