Sarkel

De omnibus dubitandum

История и археология поселения Саркел-Белая Вежа

Анатолий Чалых
Краевед
Анатолий Чалых
Краевед
Альберт Мустафин

Юрий Худоногов, Игорь Худоногов. Три реки. Роль казаков в формировании российского народа.

Появление данной статьи вызвано рядом несоответствий и искажений в истории России, которые традиционно сохраняются с дореволюционных времен. Так, например, продолжает утверждаться, что государственность среди славян была создана Рюриковичами, хотя на территории нашей страны существовал Хазарский каганат, об истории которого в официальных учебниках не говорится ни слова. Известно также, что наш народ во времена Киевской Руси состоял из славян и русов (варяг), но неизвестно, откуда затем взялись казаки, поскольку они не были и не славянами, и не варягами. Поэтому официальная версия с точки зрения племенной принадлежности казаков вызывает большие сомнения.

   Вызывает сомнения эта версия и с точки зрения возможности взаимоотношений великих князей, а затем и царей с какими-то беглыми людьми, которых они обычно силой возвращали на прежнее местожительство. С казаками же они сотрудничали на договорных условиях, давали высокие чины и звания, например, Ермаку был пожалован титул князя Сибирского, а атаману Платову – графское достоинство.

   Для более объективного решения вопроса об образовании российского народа необходимо вначале разобраться в том, что же собой представлял Хазарский каганат, с которым Киевская Русь воевала за обладание славянами в течение 100 лет, начиная от князя Олега до Владимира Святого.  

Господствующим племенем там были хазары или козары. Первая часть слова «ха», «ко» означает «бог». При обратном прочтении второй части слова термин «хазар» будет звучат как «харас» или «хрос» — известное нам имя бога Хорса (Хроса), дословный перевод означает сын бога Ра (Ро), а представитель этого племени называл себя росом (расом). Отсюда следует, что хазары и были тем самым племенем, давшим нашей стране название Россия. По имени бога Хорос и произошли слова хорошо, хороший. «Повесть временных лет» хазаров называет скифами, а Четьи Миниями указывает: «козары были народом скифским и языка славянского». Это указание говорит, что росы или расы не были славянами, а только говорили по-славянски. Термином «скиф» обозначался союз племен саков и предков славян (бог В), в котором главным племенем были «ски», поскольку стоят в термине «скиф» на первом месте. Термин «ски» есть не что иное, как множественное число от слова «сак». Действительно, по аналогии со словами ров – рвы, день – дни, сон – сны слово саки раньше произносили и как ски. Так что хазары по своей принадлежности к сакам называли себя и казаками – божьими саками и росскими (расскими). Таким образом, россаки (росски) и касаки (казаки) – это один и тот же народ, только в первом случае указано имя бога (Ро, Ра), а во втором – его обозначение (ка). Счет, который сохранился у нас и сейчас (Рас, два и т.д.), говорит о господствующем положении росов (расов) на той части современной России, которую занимал Хазарский каганат. Однако у нас в России в названии народа закрепился термин не росски (расски), а русски. Это стало возможным благодаря тому, что варяги под именем Русь (Рюрик – Рурик) со своим богом Перуном заняли господствующее положение на территории России (Рассеи). Об этом же говорит и новый счет (Первый, второй, третий и т.д.), где на первом месте стоит Перун. Новгородцы – словене оставили свой прежний счет (Один, да, три и т.д.), связанный со скандинавским богом Одином, поскольку они выступали не как завоеванная страна, а как сторона, взаимоотношение которой с Рюриковичами первоначально строились на договорной основе. Таким образом, мы установили, что росы (казаки), русы (варяги) и славяне были основными племенами, образовавшими русский народ.

Теперь рассмотрим, как проходил процесс образования российского народа. Началом этого процесса следует считать принятие хазарами христианства. Известно, что в 838 году Хазарским каганатом было направлено посольство в Византию с просьбой о постройке на Дону крепости Саркел (Белая Вежа). Послы «говорили, что их народ зовут «рос» и их царь по имени Хакан послал их к Феофилу «ради дружбы». Однако вопреки этому заявлению 18 июня 860 года росами был осажден г. Константинополь, а ровно через неделю после переговоров осада была снята. Патриарх Фотий говорил, что «город не взят по их милости». А в итоге, в этом же году в Хазарию была послана особая христианская миссия во главе со знаменитым Константином (Кириллом – создателем славянской письменности). В результате крещения в Крыму была образована Готская церковь, а на Северном Кавказе – Росская церковь. Основной причиной принятия христианства явилась необходимость освящения союза между росами (бог Хрос) и крымскими готами (бог Т) – будущими запорожцами (имя Христа включает имена обоих племенных богов) с целью сохранения своей автономии в борьбе с каганом, принявшим иудейство.

А теперь вернемся к итогам войны между русами (варягами) и росами (хазарами). От разгрома Хазарии многое выиграли кочевники (печенеги, половцы и др.), ибо раньше кочевали где-то за Уралом, а стали кочевать по всему Северному Причерноморью, Киев же превратился в пограничный город. При этом Тмутараканьское княжество фактически оказалось изолированным от Киевской Руси. А поскольку там влияние варяг (русов) было незначительным, то жителей Тмутаракани продолжали называть хазарами. В источниках отсутствуют сведения относительно зависимости хазар Тмуторокани от половцев, но тот факт, что с приходом татаро-монгол они оказались противниками в битве при Калке, говорит о многом. А поскольку в стане врагов оказались и русские князья, погрязшие во взаимной вражде и соперничестве, то казакам (хазарам, бродникам) пришлось выступать не только против половцев, но и против своих единоверцев: в условиях междоусобной борьбы это было обычным явлением. Кроме того, у казаков появился реальный шанс взять реванш у Рюриковичей за потерю своей независимости. И они этот шанс использовали. В ходе совместного похода с Батыем на Русь ими с помощью татаро-монгол был воссоздан в прежних границах Сарский (хазарский) каганат под новым названием Золотая Орда (Орта). Кстати, в этом названии нашли отражение имена племенных богов не только татар (Т и Ра), но и росов (Ра), и готов (Т), что говорит об их общих корнях в далеком прошлом. Столица нового государства была названа Сараем, здесь же была учреждена православная Сарская епископия, что говорило о значительном влиянии казаков и уважении их религии. До принятия татарами ислама православная церковь в Орде поддерживалась путем предоставления священнослужителям различных льгот.

Хазария в VI-VII вв.

Каковы же результаты так называемого татаро-монгольского нашествия? Если вычесть затраты, понесенные во время военных действий, то поддержание порядка и прекращение междоусобиц, не грабеж, а твердый налог (1/10 часть) на основе переписи населения, свобода вероисповедания и веротерпимость, а также сохранение прежнего самоуправления создали нормальные условия для жизни в течение 300 лет в многонациональной России. Относительно же двойного гнета (местного княжеского – регионального и золотоордынского – федерального) можно сказать однозначно: при местническом, региональном подходе – это, конечно же, зло. Но если посмотреть на эту точку зрения с общенациональных интересов, то картина будет выглядеть совсем иная: на всей территории Восточной Руси «золотоордынское иго» создало более благоприятный налоговый климат, поскольку земледелие, животноводство и промыслы довольно быстро встали на прежний до нашествия уровень, а затем и превзошли его. Значимость же и необходимость нового государства во внешней политике и в военных делах можно понять, если рассмотреть события, происшедшие в первые же годы образования Орды, на примере Новгорода в его борьбе с иностранными захватчиками. Да разве бы смог Новгород своими силами справиться с одновременным наступлением шведов и немецких рыцарей? Конечно же, нет, особенно на фоне междоусобиц. И если Александру Невскому удалось блистательно разбить шведов на Неве, то в борьбе с объединенными силами Тевтонского и Ливонского орденов вряд ли можно было рассчитывать на серьезный успех. Тем более, что на помощь немецким рыцарям устремились с благословения римского папы рыцари со всей Европы. И Александр Невский это прекрасно понимал. И чтобы как-то расслабить противника и убедить его в легкой победе, Невским с новгородцами был разыгран спектакль о взаимной ссоре. Эта дезинформация им нужна была для того, чтобы как-то объяснить его временное отсутствие, так как ему нужно было выиграть время для создания боеспособного войска за пределами Новгорода. И это ему удалось. В результате усилий Александра Невского Ордою был организован поход в Европу. В 1241 г. Бату-хан оставил Русь и целый год опустошал Угорское королевство (Венгрию) и только в 1242 году после Ледового побоища через Болгарию и Валахию воротился в русские южные степи. Конечно, Бату-хан вернулся из Европы с богатой добычей, но не это было его главной задачей. Для простого грабительского похода ему бы хватило максимум 3-4 месяца, а не год. Отсюда следует, что основной его целью была задача оттянуть от Новгорода и Пскова как можно больше рыцарей. И с этим Бату-хан справился успешно. В ходе многочисленных сражений, пожалуй, самым значительным был разгром польских и немецких рыцарей при Лигнице. А что же делает Александр Невский во время отсутствия на Руси татаро-монгольских войск? Он также нападает на немецких рыцарей. В конце 1241 года он штурмом берет Копорье – базу крестоносцев, а в зимние дни следующего года Александр и его брат Андрей ведут против крестоносцев новгородские и владимиро-суздальские полки на освобождение Пскова. 5 апреля 1242 года произошла битва у Вороньего камня на берегу Чудского озера, получившая название Ледовое побоище. Славная победа Невского в этой битве предотвратила потерю не только Пскова и Новгорода, но и национальной самобытности: князей лишили бы власти, а народ окатоличили. Таким образом, в событиях 1241-1242 гг. явно видна заранее спланированная военная кампания, значение которой трудно переоценить. В современной исторической литературе военные операции Бату-хана и Александра Невского рассматриваются порознь, а не в связи друг с другом. Это можно объяснить только тем, что версия об отрицательном последствии татаро-монгольского нашествия исключала взаимодействие Батыя и Невского. Тем более, что от начала этой кампании прошло всего два с небольшим года после потери Русью своей независимости. А поскольку в полках Александра Невского находилась казачья конница, то можно утверждать, что операция была не только согласована и поддержана, но и находилась под контролем центральных ордынских властей.

Хазарский каганат.

Иван IV с принятием царского (сарского) титула вместо великокняжеского автоматически получил прозвище Грозный. Это прозвище, как принято сейчас считать, есть результат его «грозного» правления, однако это совсем не так: титул царя, по языческим представлениям, обожествлялся и приравнивался Хросу – богу россов (Хрос – Грос – Грозный), который, как и Перун отождествлялся с громом и молнией, то есть с грозой. Этим самым Иван Грозный (иностранцы называли его скифом, а польский король Стефан Баторий – фараоном) не только хотел поднять себя над остальными князьями, но и привлечь к себе симпатии росов, составляющих основу создаваемого им служилого сословия – казачества. В соответствии с принятым царским (сарским) титулом страну стали называть не Русью, а царством под названием Россия, что стало соответствовать прежнему историческому названию этой территории – Рассея, полученному ею ещё в хазарские времена. Не зря же Петр I казаков называл сарынью, указывая тем самым на их древнее происхождение, а казачки во времена Стеньки Разина частенько баловались на Волге, используя этот же термин в своем кличе «Сарынь на кичку». И действительно, казаки под этим наименованием состояли в составе сарматов, что зафиксировано Геродотом ещё в V век до н.э. Господство казаков в этом союзе объяснялось тем, что сары (сарынь) стояли на первом месте в наименовании союза. Геродот называл их царскими (сарскими) скифами, давая самые высокие оценки их воинскому мастерству и человеческим качествам.

Итак, росы-хазары-сарынь-казаки, как отмечалось выше, после падения Хазарского каганата стали служить Киевской Руси…

(Окончание следует) 

- FIN -

Добавить комментарий

*

Посетите наш форум!

Свыше 320 интересных тем для обсуждения.

Еще больше статей, исторических фактов, уникальных находок.

Участвуйте в дискуссиях, мероприятиях и экспедициях.

Присоединяйтесь к нашему поисковому движению!

Поисковое движение Sarkel