ДОЛЬМЕНЫ — ровесники Египетских пирамид.
Мифы и реальность.
Возникновение и назначение.
Конструктивные отличия.
Используемый материал.
Строители дольменов.
Орнаменты и краски.
Находки в дольменах.
ДОЛЬМЕНЫ
На территории Краснодарского края рассеяны тысячи памятников, которые по историческому и культурному значению стоят в одном ряду со знаменитым Стоунхенджем и являются ровесниками Египетских пирамид.
Это дольмены. Вот уже 200 лет историки и археологи, антропологи и лингвисты бьются над тайной происхождения дольменов, пытаются проникнуть за плотный «занавес» тысячелетий, чтобы окунуться в повседневную жизнь тех далёких времён. На пути их исследований множество препятствий, главное из которых время.
Постепенно, благодаря скрупулёзному труду учёных, мрак прошлого рассеивается, открывая удивительный период мировой истории. Точно так же, как по крупицам археологи извлекают из земли древние артефакты, перед нами шаг за шагом раскрывается повседневная жизнь древних строителей, их технические возможности и научные знания, верования и обычаи.
Мифы о дольменах и история их изучения
Научное название «дольмены» кавказские памятники получили со времени их открытия (в начале XVIII века). С тех пор оно закрепилось в научной литературе. Первыми, кто обратил внимание на эти сооружения были иностранцы, точнее, европейские путешественники, волей случая оказавшиеся на Кавказе, а именно в районе Геленджика. В 1818 году француз, Тетбу де Мариньи исследовал группу дольменов на реке Пшада. Десятилетие спустя их же описал в своём дневнике английский этнограф (по совместительству шпион, резидент английской разведки) Джеймс Белл. В 30-е годы XIX века наши дольмены привлекли внимание швейцарца, Дюбуа де Монперэ, который в середине века опубликовал свои исследования, открыв, таким образом, кавказские памятники для европейской науки и определив их место среди мегалитов Европы. В России же их начинают изучать значительно позже только в 70-е годы XIX века.
Вокруг этих древних сооружений издавна плодились самые разнообразные вымыслы и легенды. Например, по сказаниям местного населения (адыгов), когда-то здесь жили великаны нарты и карлики, слабые и беспомощные. Из жалости к этому низкорослому народу, нарты воздвигали им неприступные, как крепости, дома из огромных каменных плит, оставив в передней их части лишь небольшой проход в виде отверстия, через который мог пройти только очень маленький человек. Поэтому адыги и называли их «съссыппъ-уна», то есть «карликовые дома». Переселившись на Кубань казаки, потрясённые монументальными постройками посчитали, что создать их было под силу только богатырям, и соответственно дали им название «богатырские хаты». Все эти сказания возникли несколько столетий назад. XX век принёс ещё более фантастические домыслы о происхождении, возрасте и назначении дольменов. Избыток энтузиазма, замешанный на мистике и суевериях, породил самые невероятные предположения о дольменов как ультразвуковом оружии древних, платформах для взлёта и посадок НЛО или первобытных компьютерах, созданных сотни тысяч лет назад.
Время возникновения и назначение
На самом деле, первые мегалитические памятники появляются в конце VI в. до н.э. (около 7,5 тыс. лет назад). Раньше всего их начали строить во Франции. Здесь, на Западном Кавказе, первые дольмены возвели в конце IV в.до н.э. Это около 3 400 г. до н.э. (плюс-минус 50-70 лет). С этого времени, в течение почти 2 тысяч лет по склонам и седловинам гор, в долинах рек «вырастали» поражающие воображение усыпальницы, надежно охранявшие прах древних жителей этих мест.
Как бы ни были романтичны и притягательны мифы, сложившиеся вокруг этих грандиозных построек, исследования учёных дают нам совершенно чёткий ответ на вопрос о функциях и назначении этих памятников. Прежде всего, дольмены служили усыпальницами. Однако, в силу религиозных представлений тех далёких времён, их использовали и в качестве культовых сооружений.
Особенности конструкции
Иногда в полумраке кавказских горных лесов можно видеть одиноко стоящие памятники, чаще попадаются небольшие дольменные группы, а бывают некрополи, состоящие из нескольких сотен гробниц. Несмотря на внешнюю схожесть, будто зодчие делали копии с одного образца, они имеют множество вариантов: составленные из огромных плит, круглые, наполовину или целиком выдолбленные в куске скалы, со стенами, сложенными из небольших блоков и т.д.
Чтобы сделать постройку более долговечной боковые плиты подпирались необработанными каменными глыбами (контрфорсами), а поверх всей конструкции делалась насыпь, которая оставляла открытой лишь фасадную плиту, с отверстием, закрытым каменной пробкой.
Перед дольменом мощеная площадка (двор), прямоугольная, квадратная или круглая, иногда отгороженная стенами из небольших блоков. У некоторых гробниц двор занимает площадь в сотни метров. Часто дольмен был окружен кромлехом (кольцом из камней вокруг всей конструкции). Его функция проста – удерживать насыпь и двор от разрушения. Все плиты и блоки дольменов были индивидуально подогнаны и скреплены между собой при помощи пазов. Но, пожалуй, самое удивительное, что у некоторых построек имеется самый, что ни на есть настоящий, ливнёвый дренаж. Таким образом, древние строители предусмотрели все, чтобы уберечь свои творения от негативных воздействий природных стихий.
Строительные материалы
Материал для строительства брали в каменоломнях, располагающихся, как правило, где-то недалеко. Расстояния для строителей эпохи бронзы не являлись такой уж сложной проблемой. На практике выяснилось, что блоки в пределах 20-30 тонн поддаются человеческой силе: обработке и перемещению. На самом деле, самое сложное не транспортировать, а отколоть плиту или блок нужного размера. Для этого использовали очень простой, но эффективный метод. На заготовке делали неглубокие овальные насечки. Затем брали бронзовую ленту в 2 раза длиннее глубины насечек, сгибали пополам и помещали сгибом в отверстие и осторожно забивали между стенками (полосами) ленты деревянный или металлический клин поочерёдно в каждой из насечек. Постепенно камень давал трещину точно по намеченной насечками линии. И, таким образом, получали блоки необходимого размера.
Процесс строительства
Заготовки для блоков и деревянных волокуш перевозили на место будущего строительства. Здесь камень подвергался окончательной обработке. Делали это при помощи бронзовых и каменных орудий. Если присмотреться, на поверхности тщательно обтёсанных плит вы сможете увидеть следы работы древних мастеров. Длинные, узкие зарубки оставлен бронзовым инструментом, а «оспины» (круглые) каменным (кувалдой или каменным отбойником).
Трудоёмким был процесс сбора дольмена. Сначала укладывались и устанавливались боковые стены, затем делалась насыпь, которая оставляла открытой лишь фасад, и по этой насыпи при помощи рычагов, верёвок и тягловой силы быков по брёвнам втягивали и устанавливали перекрытие. После этого достраивали все остальные детали. Всё это сухая кладка, без использования какого-либо скрепляющего раствора, а все полости заполняли мелким щебнем.
При строительстве пользовались мерами длины, такими, как локоть, ладонь и т.п., а также строительным модулем, которым служил, скорее всего, диаметр отверстия в фасадной стене. Как бы это ни казалось удивительным, но строители дольменов мало того, что были знакомы с настоящей храмовой или культовой погребальной архитектурой, но и обладали довольно глубокими математическими знаниями. Ведь для создания такой конструкции необходимы сложнейшие математические расчёты, особенно для круглых в плане дольменов. Они сложены из небольших блоков, расположенных в несколько ярусов, сужающихся от основания и образующих как бы подобие ложного свода. Каждый блок в такой постройке представляет собой сегмент круга. Длину этих сегментов и необходимо было вычислить, чтобы в итоге, при сборке, получилось именно то, что задумывалось. И, невольно возникает мысль, имеем ли мы право, считать древние народы примитивными, стоящими на более низкой ступени развития, нежели мы с вами.
Строители дольменов. Кто они?
Уже долгое время на этот счёт ведутся нескончаемые дискуссии и споры. Одни учёные считают, что традицию возведения подобных гробниц принесли переселенцы из Малой Азии, другие склонны думать, что эта идея пришла из стран Средиземноморья, третьи полагают, что это коренные жители этих мест. И последняя теория наиболее убедительна. Судя по найденным останкам, это были люди среднего роста изящного телосложения, по внешнему виду, вероятно, схожие с адыгами. В научном мире за ними закрепилось название «племена дольменной культуры».
Нас разделяют 5 тысяч лет, и сейчас трудно восстановить в мельчайших деталях быт и духовную культуру этих народов, но кое-что о них мы всё же знаем.
К III в. до н.э. (т.е., ко времени строительства гробниц) люди узнали свойства металлов и научились выплавлять орудия из меди и бронзы. Это давало им значительное преимущество: к примеру, медный топор оказался эффективнее каменного в 3 раза, производительность медного ножа превышала каменный в 6-7 раз, наиболее ощутимо выявилось преимущество меди при сверлении (в 20 раз быстрее). Однако в это время продолжали использовать и орудия из камня.
Основными занятиями населения были скотоводство и земледелие, а с техническим прогрессом в среде местных жителей появились новые профессии: литейщики, кузнецы, ювелиры, оружейные мастера.
Несмотря на столь внушительные гробницы, жилища племён дольменной культуры были глинобитными, поэтому не сохранились. Вообще, поселений той эпохи известно крайне мало около 10, а исследованы всего 5. Видимо, для древних строителей гораздо важнее было создать «вечное» погребальное сооружение, чем построить удобное жилище. Почему так? С чем это связано?
Представим себе то далёкое время. На небольшой территории соседствуют несколько разрозненных племён. Они далеко не всегда были настроены миролюбиво по отношению друг к другу. Частые стычки, войны за право существования и проживания на той территории вынуждали искать способ как-то утвердиться на земле предков. Земля с её богатыми природными ресурсами была самым ценным, её ценили выше человеческой жизни. Чем мог доказать тот или иной народ, что это земля его предков? Именно погребальные памятники, ставшие родовыми склепами и служили таким доказательством. По замыслу древних строителей дольмены должны были заявлять права собственности на землю вечно. Общество всегда имело сложную структуру, и скорее всего, дольмены и дольменные комплексы принадлежали не рядовым согражданам. Если бы это были средневековые памятники, их можно было бы назвать «княжескими». Но для эпохи бронзы пока неизвестно, какой термин в этом случае применить. Это – родовые склепы.
Быть может, отдельные типы дольменов соответствовали определённым прослойкам общества (вождям, жрецам, старейшинам и т.п.). А может, разные конструкции строились разными племенами. Всё это пока что остаётся загадкой.
Все дольмены обращены фасадом вниз по склону. Но бывают случаи, когда они стоят на вершине хребта, например на горе Нексис (в районе Геленджика). И вот тут непонятно, почему они обращены именно в ту сторону, а не в другую? Связано ли это с восходом или заходом солнца, с расположением планет и звёзд? Ориентировка могла быть астрономической, но могла зависеть и от рельефа. Оба этих утверждения не доказаны. Известен лишь один случай, когда дольмен ориентирован на заход солнца, отмеченный камнем (обелиском) – это дольмен в районе станицы Новосвободной. Верхняя часть камня была украшена концентрическими кругами, что во многих культурах древности символизировало солнце. Сейчас этот обелиск хранится в Майкопском музее.
Религия древних строителей
Попытки заглянуть вглубь тысячелетий и определить религиозные представления древних строителей приводят взгляды учёных к орнаментам, высеченным на плитах дольменов. Незатейливые рисунки в камне уводят нас к первоистокам религии. Погружая в таинственный мир язычества. Чаще всего встречаются орнаменты в виде расходящихся кругов, повторяющихся зигзагов и треугольников.
С погребальным культом у многих народов связаны различные символы. Один из таких символов змея. Считалось, что она – загадочное существо, связывающее этот мир с потусторонним, земной с подземным. И змеиный сюжет часто повторялся в эпоху бронзы. Орнаментом в виде зигзага в древности изображали змею. На одном из дольменов на горе Нексис зигзаги увенчаны небольшими змеиными головками. Когда исследовали дольмены около станицы Новосвободной, то обнаружили, что у двух из них орнамент на стенах внутри камеры окрашен красной охрой ещё до момента сборки всей конструкции. Можно предположить, что дольменная постройка, плотно закрытая каменной пробкой представляла собой вместилище умерших предков, которые способны были повлиять на будущий достаток и плодородие. Это не просто погребальные памятники, они ещё и культовые. Почему? По той же причине, по которой мы сейчас посещаем кладбища – поминание родственников, культ предков. Покойников всегда уважали и боялись, считали, что они могут мистическим образом вмешиваться в дела живущих, потому совершали этот культ.
Во времена археологического обследования долины реки Жане сделана потрясающая находка – блок-алтарь (жертвенник), который хранится в настоящее время в Геленджикском историко-краеведческом музее. Видимо, он стоял в верхнем ряду стен, отгораживающих двор дольмена (у него есть паз). Может быть, примыкал прямо к дольмену. Пока ещё точное его местоположение не определили. Этот жертвенник уникальная вещь. Он ещё раз дает нам понять, что в те далёкие времена здесь, перед дольменами совершали какие-то сложные, неизвестные нам ритуалы. Какие заклинания слышали угрюмые гробницы, чья кровь окропляла каменные жертвенники, каким богам возносили молитвы экзальтированные жрецы? Эту тайну древние усыпальницы не раскроют никогда. Не узнаем и о том, кто провожал усопших в их последний путь. Доподлинно известно лишь, что никогда во время похоронной процессии крыша дольмена не сдвигалась. Она всегда была перекрыта насыпью. Вносили умершего внутрь камеры через отверстие в фасадной плите, которое затем, после совершения сопутствующих обрядов и поминальной тризны, плотно закрывалась пробкой.
Что находят археологи в дольменах?
К сожалению, многие из этих памятников ограблены ещё в древности. Но некоторым учёным повезло, и им довелось вытащить пробку дольмена первыми, после того, как последний человек поставил её на место тысячи лет назад, похоронив родственников. И остатки этих людей (как они лежат, какие вещи рядом с ними) доказывают, что это склеп. Иногда там несколько погребённых (чаще 2-3 человека, иногда, как в дольменах Абхазии до 15). Известны 2 типа захоронений:
— скорченное, когда скелет лежит на боку с поджатыми к груди коленями;
— пакет (мешочек) с костями, иногда расшитый бусами. В такой пакет складывали череп, длинные кости, иногда кости груди и таза. Это явление известное для эпохи бронзы – обрядовые процедуры были очень сложными.
Часто в конце XIX – начале XX в. скорченное положение погребённых воспринимали за сидячее. Некоторые костяки посыпаны красной охрой и углём. Во многих культурах древности охра являлась как бы символом крови, жизни в потустороннем мире. Значит, строители дольменов верили, что смерть лишь переход в иную жизнь, где человеку понадобятся вещи, которыми он пользовался в земной жизни. Поэтому рядом с погребением – личные вещи умершего (оружие, предметы украшения и т.п.) и напутственная пища (обычно в глиняных сосудах). Традиционный набор оружия – бронзовое копье и кинжал.
В подтверждение тому, что это не только погребальные памятники, но и культовые, археологи находят следы поминальных тризн, которые совершались на площадках перед дольменами – это керамическая посуда, кости животных и ножи.
Бывает, у входа в дольмен сложены окаменелости (моллюски и т.п.), выбранные из реки. Редко попадаются изображения животных. Например, у одного дольмена около станицы Новосвободной найдены 2 бронзовые с серебром статуэтки собак (одна – как лайка, другая – похожа на лисицу), а у другого дольмена – с обелиском, частично повреждённая фигура быка. По неизвестной причине приблизительно в первой половине II в. до н.э. строительство дольменов прекратились. Но сооружения эпохи бронзы не были забыты. Ещё долгое время их использовали для захоронений и совершения тризн племена более позднего времени (меоты, адыги).
Современные археологические исследования
Последние несколько лет в районе г. Геленджика работают две экспедиции. Одна из них под руководством кандидата исторических наук Б.В. Мелешко, — вот уже три сезона подряд ведёт раскопки дольменов Назаровой щели в районе курортного села Архипо-Осиповка. Работает эта экспедиция в рамках Института археологии Российской Академии Наук (РАН, г. Москва). И её целью является не только раскопки определённого памятника, но и поиск и нанесение на карту новых местонахождений дольменов. Сейчас на Кавказе известно около 3-х тысяч дольменов. Но их истинное количество должно быть примерно в 3 раза больше (т.е. около 10 тысяч).
Вторая экспедиция работает от Института Истории Материальной Культуры (РАН, г. Санкт-Петербург) в долине реки Жане. Руководит ею кандидат исторических наук В.А. Трифонов. Работы экспедиции ведутся с 1997 года. Вместе с археологами из Санкт-Петербурга и Москвы, в неё принимали участие специалисты из США, Италии, Австралии, Дании, поэтому она вполне может называться Международной. В результате выполнения намеченных работ, предполагается вернуть комплексу долины реки Жане вид, максимально приближённый к оригинальному, включая дольмены, курганные конструкции и меж. курганное пространство. И создать природно-археологический заповедник, а в его пределах – археологический парк. Подобная методика известна на Западе как реконструктивная. В нашей же стране подобные работы проводятся впервые. Ещё в 2001 году Президентский фонд, выделивший средства на продолжение исследований, прямо назвал этот проект проектом общенационального значения.
Благодаря элементам сходства между дольменами и широко известными мегалитами Европы и Азии, кавказские памятники остаются в центре внимания мировой доисторической археологии. Но пока у учёных в результате исследований больше вопросов, нежели ответов на них. Между нами и строителями гробниц эпохи бронзы пролегли тысячелетия истории. Вероятность когда-либо до конца разгадать тайну дольменов – ничтожна, но для тех, кого приворожила суровая красота этих памятников истории и удивительная атмосфера окружающего ландшафта, это уже не имеет значения.
- FIN -