Феофил (византийский император) — строитель хазарской крепости Саркел (834)
Феофил (813 — 20 января 842) — второй византийский император из аморийской династии.
Феофил был сыном императора Михаила II и его первой супруги Фёклы; его крестным отцом был император Лев Армянин. С 821г. Феофил был соправителем вместе с отцом, а после смерти последнего, в 829г., стал единоличным императором. Он вступил на престол при достаточно благоприятных условиях. Империи ничто не угрожало кроме арабских пиратов; население сравнительно благоденствовало, казна была богата. Хотя и не смолкли иконоборческие споры, но в правление Михаила II преследования за почитание икон прекратились. Феофил получил отличное образование под руководством учёного Иоанна Грамматика, известного иконоборца, возведенного при Феофиле на патриарший престол. Феофил понимал и ценил искусства и науки. Он также любил церковное пение, сам писал стихиры (по преданию, его перу принадлежит стихира на праздник Входа Господня в Иерусалим «Изыдите языцы, изыдите и людие…«) и по праздником управлял хором в Святой Софии. Он обладал многими блестящими качествами и сильным, но вспыльчивым характером; любовь к справедливости доводила его до довольно крутых мер.
Феофил изображен на монете вместе с отцом, Михаилом, основателем Аморийской династии. Его жизнь, блестящая и интересная, окруженная народными легендами, не всегда была счастливой из-за частых поражений в войнах с арабами. Первым его шагом при начале единоличного правления было требование у сената казни главных убийц иконоборческого императора Льва Армянина († 820 г.); хотя они возвели на престол его отца и были им прощены. Феофил также удалил из дворца свою мачеху — вторую жену Михаила II Евфросину, которую тот взял из монастыря. Возобновилась утихавшая иконоборческая распря, гонения и истязания; в 832 г. вышел указ, которым запрещалось почитание икон. Феофил был женат на Феодоре, которую выбрал в результате устроенных весной 821г. смотрин. Сначала Феофил хотел выбрать в жены Кассию, будущую известную песнописицу, но передумал в результате ее дерзкого ответа на его реплику. Воспитатель Феофила — патриарх Иоанн Грамматик — и ещё более жена его, Феодора, впоследствии восстановительница православия, смягчали жестокость Феофила в отдельных случаях. Из уважения к Феодоре, любившей мужа, память его не была предана проклятию на православном соборе 843 г. При всем том Феофил не воздвигал систематического гонения на иконы: они оставались в церквах, подвешенные высоко. Впрочем, согласно новейшим исследованиям, преследования при Феофиле были далеко не так жестоки, как это впоследствии представляли хронисты, и часто проходили под знамением гонения не столько за веру, сколько за политическую неблагонадежность. Наказывал Феофил не за догмат, но за ослушание его власти; обе церковные партии должны были жить в империи рядом, причем главенствовали иконоборцы. Во внутреннем управлении Феофил был строг и самовластен; но о его указах мы знаем лишь из православных хроник. Он издал закон против злоупотреблений администрации, боролся с хищной бюрократией; разрешил браки между византийками и персами. Его нелицеприятная справедливость, доступность жалобщикам из народа запечатлена легендами и придает его правлению восточный отпечаток. Так, он приказал публично бичевать Петрону, брата императрицы Феодоры, за то, что при постройке дома он нарушил права соседки; он распорядился сжечь на площади богатый груз с корабля, принадлежавшего императрице, находя, что царям неприлично вести торговлю (спафарокандидат Петрона Каматир – под его руководством была построена хазарская крепость Саркел в 834 году на переправе через реку Дон).

Крепость Саркел.
Блеск и пышность господствовали при дворе Феофила; казна казалась неисчерпаемой. Рядом с полезными сооружениями, как городские морские стены, как громадная богадельня, рядом с устройством государственной сигнализации (огнями на вершинах гор) от столицы до арабских пределов, Феофил удовлетворял своей страсти к роскоши и искусствам.
Византийский «навигационный» знак, указывающий направление к крепости Саркел и стоявший на правом берегу Дона. Это отмечено в записках митрополита Пимена в 1389 году проездом в Азов и Константинополь.
Великолепные дворцовые постройки — фонтан Фиала, портики Мистерии и Сигма, так называемый Таинственный триконх, новый ипподром, загородный дворец Врия в арабском стиле, чертог для музыкальных органов во дворце — свидетельствуют о роскоши Феофила и в то же время о влиянии восточного искусства и вкусов, проводниками которых являлись патриарх Иоанн Грамматик и ученый Лев Математик.
Поддерживая сношения с западными императорами, Людовиком Благочестивым и Лотарем, и с кордовским халифом, пользуясь перемирием с Болгарией, Феофил призвал Венецию против арабов, завоевавших Палермо, Тарент и Бари. На севере Чёрного моря он вступил в союз с хазарами и выстроил в нижнем течении Дона крепость Саркел, против печенегов.

«Поклонный Крест крепости Саркел»
(художник Остапук В.Ф., г.Волгодонск, 2008 г.)
Большой помощью служили ему персидские выходцы, восставшие против арабского халифа и перебежавшие в Византию; их было несколько тысяч, и из них были сформированы особые отряды, которыми предводительствовал перс Феофоб, ставший при Феофиле знаменитым военачальником; Феофил выдал за него свою сестру Елену. Первые походы Феофила в Сирию против багдадских халифов Мамуна (831) и Мутасима (837) были удачны; но затем Мутасим, справившись с другими врагами, жестоко отомстил Византии. Его вождь Афшин разбил Феофила, едва спасшегося от плена; сам Мутасим обложил и разрушил в 838г. византийскую твердыню в Малой Азии Аморий, родину императора, перебив и забрав в плен множество христиан. Храбрые начальники Амория, во главе с патрикием Аэтием, после долголетнего плена были преданы смерти за верность христианству (42 Аморейских мученика). Гибель родного города и поражение христиан сильно повлияли на Феофила; он заболел, и меньше чем за 4 года болезнь свела его в могилу. Умирая, он, по преданию, примирился с православием, облобызав икону, которую поднесла ему Феодора. У Феофила с Феодорой было пять дочерей — Мария, Фекла, Анна, Анастасия и Пульхерия — и два сына, Константин и Михаил. Мария была замужем за Алексеем Муселе и умерла около 839 г., Константин умер в младенчестве, около 830-831г. Остальные дочери уже после смерти отца приняли монашество (по-видимому, Феофил завещал не выдавать их замуж до совершеннолетия Михаила, чтобы устранить опасность возможных заговоров, поскольку Михаил был еще совсем мал, когда Феофил умер).
- FIN -