Инга Семенова. Христианство до разделения церкви православную и католическую
ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ
Инга СЕМЕНОВА
ХРИСТИАНСТВО ДО РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ПРАВОСЛАВНУЮ И КАТОЛИЧЕСКУЮ.
ИИСУС ХРИСТОС
Для христианской религии личность её основателя Иисуса Христа имеет гораздо большее значение, чем в остальных религиях, у истоков которых стоят знаменитые исторические персонажи. Отличие это бросается в глаза уже потому, что Христос является не просто пророком, посланцем Бога, лучшим из людей, а самим Богом. Иисуса Христа называют Богочеловеком, так как он объединил в себе нераздельно и неслиянно два естества – божественное и человеческое. Воплощение Богосына было необходимо для спасения человечества от греха – изначальной порчи его природы, совершившейся вскоре после его создания. Первый мужчина, Адам, и первая женщина, Ева, нарушили запрет Бога и вкусили от росшего в райском саду дерева. Это было грехом, за который люди были изгнаны из рая и который лег проклятьем на всё их потомство. Освободить от этого проклятия могло только божественное самопожертвование, и именно для этой жертвы Бог-сын воплотился на земле. Зачатие Христа было чудом. Так как его мать, дева Мария, так и осталась девственницей. Весть о том, что она будет матерью воплощенного Бога, зачатого по действию Духа Святого, Марии, жене престарелого плотника Иосифа, передал архангел Гавриил. О том же он возвестил во сне и Иосифа:
«Иосифъ, сынъ Давидовъ! не бойся принять Марiю, жену твою; ибо родившееся въ ней есть отъ Духа Святаго».
Семья будущего Мессии жила в палестинском городе Назарете, в области, называемой Галилеей. Известное пророчество иудейского пророка Михея, гласило, что будущий спаситель родится в городе Вифлеем, в Южной Иудее. Так и случилось, потому что роды Марии начались во время её путешествия с Иосифом в этот город. По повелению римского императора Октавина Августа должна было состояться перепись населения палестинских областей, и каждый должен находиться там, где всегда проживал его род. А так как Иосиф был родом из Вифлеема, ему пришлось отправиться в свой родной город. Вифлеем был переполнен такими же невольными жертвами римской склонности к порядку, мест в немногих гостиницах не было, и Иосиф с Марией были вынуждены пережидать ночь в хлеву на окраине города. Здесь-то, среди животных и простых пастухов, родился Христос.
Рождение его сопровождалось чудесами, сонмы ангелов явились в небесах, возвещая, что родился Сын Божий.
К хлеву в Вифлееме явились три восточных мудреца (волхвы) – мага из Персии, чтобы поклониться явившемуся Спасителю Мира. Через восемь дней младенцу сделали обрезание и дали имя Иисус, а через сорок дней маленького Иисуса родители отнесли в Иерусалимский храм для обязательного ритуала посвящения Богу. Здесь совершилось ещё одно чудо – старец Симеон, всю жизнь ожидавший пришествия Мессии, узнал его в Иисусе. Слухи о рождении Спасителя вскоре достигли и правителя Иудеи Ирода Великого. Суеверный и мстительный Ирод, с почти маниакальной яростью реагировал на любую угрозу своей власти. По его приказу состоялось избиение младенцев в округе, где, по его мнению, должен был находиться новорожденный Мессия. Христу и его родителям чудом удалось спастись. Иосиф, предупрежденный ангелом, вместе с семьей бежал в Египет и прожил там до самой смерти Ирода.
Первые годы по возвращении в Назарет были ничем не примечательны в жизни Иисуса. Явлению Христа как Мессии предшествовала проповедь Иоанна Крестителя, нового иудейского пророка. Иисус пришел к нему, и в тот момент, когда крестильная вода из ладони Иоания проистекла на его лоб, небеса раскрылись, оттуда снизошел Дух Божий в образе голубя и раздался глас Бога:
«Се есть сын мой возлюбленный».
Богочеловек открылся миру, его ждало колоссальное испытание. Удалившись в пустыню, он размышлял там сорок суток, соблюдая посты. И когда пост заканчивался, ему явился Сатана, противник Бога. Сатана стал искушать Иисуса, обещал власть над миром за поклонение ему, Сатане. Иисус отверг соблазны Сатаны и прогнал его, сказав, что служить следует одному Богу.
Победа над Сатаной стала рубежом в жизни Иисуса.
Три года он странствовал по Палестине, уча народ и совершая чудеса.
«Учителем» называли Иисуса многие, но только своим ближайшим ученикам он открыл свою истинную сущность – сына Божия. Хотя слухи об этом все равно текли по всей земле Израильской. Ещё бы – разве может простой смертный воскрешать мёртвых, как воскресил Иисус Лазаря в Вифании или дочь Иаира, изгонять легионы демонов из «одержимых», ходить по воде, укрощать бури, насыщать тысячи несколькими хлебами.
Но не чудеса, а проповеди Иисуса вызвали гнев у фарисеев и саддукеев. Он обличал их за лицемерие, за бездумное исполнение религиозных обрядов, за презрение к простым людям. Своими парадоксальными притчами, откровенными нарушениями запретов иудаизма
(Христос исцелял в субботу, запретную для труда),
общением с блудницами и закоренелыми грешниками, прощением грехов, что считалось возможным только для божественной власти, Иисус заслужил такую ненависть со стороны фарисеев, что они искали удобного случая, чтобы его погубить.
На третий год своих странствий, накануне праздника Пасхи, Иисус торжественно въехал в Иерусалим.
Простой народ восклицал:
«Осанна (*) сыну Давидову! Благословенъ грядущiй во имя Господне! Осанна въ вышнихъ»!
— так, как должны были приветствовать самого Мессию.
(* — Осанна — Спасение).
Это переполнило чашу терпения фарисеев. Иудейские старейшины решили предать Иисуса религиозному суду как еретика и мятежника. Помочь им вызвался Иуда Искариот. Ночью Иисус молился в Гефсиманском саду, а утром стражники, приведенные Иудой, схватили его. На собрании синедриона (Верховное судилище) Иисус признал себя Мессией. И это было признано богохульством, суд признал его достойным смерти. Приговор должен был утвердить римский прокуратор Понтий Пилат. Он был поражен странными словами и поведением обвиняемого, но он, постоянно опасаясь народных возмущений в Иудее, старался не конфликтовать с синедрионом. По случаю праздника Пасхи народ, собравшись перед дворцом прокуратора, мог потребовать помилования для одного из ранее осужденных, но толпа закричала, чтобы лучше освободили разбойника Варраву. Подчинившись решению синедриона, Пилат велел распять Христа на холме Голгофа.
В современной науке существуют два мнения о реальности событий жизни Иисуса Христа.
Одно мнение – всё о Христе это миф, другие же уверены, что Иисус существовал.
Большинство серьезных религиоведов принадлежат к исторической школе, т.е. уверены, что Христос существовал на самом деле.
ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ
Иисус покинул грешную землю, но его ученики остались и теперь должны были исполнить его последнее повеление – распространить христианское учение по всей земле. Всего ближайших учеников у Христа было семьдесят, но двенадцать апостолов все же считались самими близкими. Фактически они и стали во главе нарождавшейся христианской церкви
(вместо Иуды был избран Матфей).
Число христианских общин росло не только в Иерусалиме, но и в других городах Палестины. Общинами надо было управлять, для этого в 34 году н.э. апостолы избрали семь первых диаконов (служителей) для совершения таинств и духовного кормления;
были выбраны епископы (блюстители).
Объединение общин одного региона стали называться поместными церквами
(церковь есть единство верующих христиан).
В 37 году н.э. произошло чудо. Жестокий гонитель христиан, фанатичный фарисей Савл, на пути из Иерусалима в Дамаск вдруг увидел божественный свет и услышал голос Христа:
«Я Иисус, которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои;
ибо я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что я открою тебе».
Явление настолько потрясло Савла, что он сменил имя и стал называться Павлом. Иисус свыше признал его своим апостолом, и апостол Павел обратил в новую веру тысячи иудеев и язычников.
В 57 году н.э. состоялся первый апостольский собор в Иерусалиме, созванный по важному вероисповедному вопросу, решение которого окончательно разделило иудеев и христиан. Христиане из Антиохи, бывшие язычники, прислали в Иерусалим письмо, где спрашивали, необходимо ли им исполнять все предписания, изложенные в иудейской Библии, и обязательны ли они для каждого иудея. Апостолы уже осознавали, насколько учение Христа отличается от современного им фарисейского иудаизма. С этого же времени начинает создаваться и христианский вариант Библии.
Распространение христианства вызвало особое внимание римских властей к новой религии. Христиане стали вызывать раздражение у языческих жрецов, т.к. апостолы обличали идолопоклонство, поклонение ложным богам и особенно обожествленным людям. Следовательно, характерный для римской империи культ обожествленных императоров, исполнение которого одновременно служило и доказательством лояльности поданного, отвергался христианами. В них стали видеть уже не просто членов иудейской секты, а опасных бунтовщиков. Сдержанная неприязнь к христианам вылилась в жестокие гонения при императоре Нероне. Преследования, начавшиеся после пожара Рима в 65 году н.э., продолжались до самой смерти Нерона, в 68 году н.э.
Христиан распинали на крестах, отдавали на растерзание диким животным на аренах цирков, сжигали живьем.
Были схвачены и казнены апостолы Пётр и Павел. Большинство других близких учеников Христа также погибли, проповедуя его учение:
Андрей и Симон были распяты,
с Варфоломея заживо содрали кожу,
от рук убийц пали Иаков, Фаддей, Фома.
Сильнейшие гонения, во время которых погибли тысячи христиан, прошли в царствование императоров
Домициана (81-96 г.г.),
Траяна (98-117 г.г.),
Марка Аврелия (161-180 г.г.),
Декия Траяна (249-251 г.г.),
Диоклетиана (284-305 г.г.).
Но репрессии не смогли сокрушить христианской церкви. В самый разгар гонений в Риме продолжала существовать община, а римский епископ, как наследник апостола Петра стал признаваться одним из самых авторитетных церковных иерархов. Жестокая действительность поздней Римской империи, вырождение традиционных языческих религий делали всё более и более влиятельной новую веру, обещавшую
торжество справедливости и освобождение от ужасов земной жизни в Царстве Небесного Отца.
Развивалось христианское богословие – во II-III век нашей эры творили
Ириней Лионский,
Киприан,
Тертуллиан,
Климент Александрийский,
Ориген,
которые не только разрабатывали христианское учение о Боге, но удачно и талантливо полемизировали с языческими философами, пытавшимися опровергнуть христианство.
В III век н.э. в христианстве возникает особый путь духовного спасения – путь полного отрешения от мира с его соблазнами – монашество
(от слова «монос» — одинокий).
Основателем монашества считается святой Антоний Великий (251-356 г.г.) из города Комы в Египте.
Наследник богатых родителей, Антоний, движимый любовью к Богу, раздал все свое имущество бедным и удалился в пустыню, чтобы все свое время посвящать молитвам и непрестанному труду. Его строгий образ жизни привлек многочисленных подражателей, и вскоре возникла первая монашеская община, члены которой считали своим учителем святого Антония.
Наиболее дальновидные и мудрые из римских императоров уже не пытались истребить христиан, а, напротив, стремились превратить их в лояльных граждан империи, памятуя о завете, который дал Христос своим последователям:
«Отдавайте кесарю – кесарево, а Богу – Богово».
Так, император Галлиен (260-268 г.г.), не только возвратил христианам конфискованное в предыдущие гонения имущества, но и особым эдиктом разрешил христианским общинам свободное существование в пределах империи.
В 311 году императоры Константин и Галерий издали эдикт, по которому христианская вера признавалась законной и гонения на христиан запрещались.
В 313 году появился так называемый Миланский эдикт, подписанный императорами Константином и Лицинием, согласно которому в империи разрешалось свободное исповедание любой веры, в том числе и свободный переход из язычества в христианство.
Преимущественное положение христианства перед другими религиями подчеркнул эдикт императора Константина 324 года. А уже в следующем, 325 году, по инициативе императора в городе Никее был созван первый всеобщий собор христианских церквей, получивший название Первого Вселенского Собора. Созыв собора знаменовал собой окончание первохристианской эпохи, за время которой христианство из группки разрозненных общин выросло в могущественную организацию, с которой были вынуждены считаться даже императоры.
ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ
Собором в христианстве называют совет епископов, представляющих отдельные (поместные) церкви, созываемый для решения самых важных вопросов религиозной жизни.
Первый Вселенский Собор был созван для обсуждения взглядов александрийского пресвитера (старейшины) Ария, учившего, что Бог Сын не единосущен Богу Отцу, и для создания догматов (основных положений вероучения), обязательных для исповедания всеми, кто считает себя христианинами.
Учение Ария было осуждено, сам он объявлен еретиком и отлучен от церкви.
Собор догматически установил, что Бог есть единство трех ипостасей (лиц),
в котором Сын, вечно рождающийся от отца, единосущен ему.
На следующем Вселенском соборе – Константинопольском (Цареградском) (381 г.) был составлен единый «Символ веры» — исповедание, включающее в себя все основные догматы христианства и состоящее из 12 членов.
В V столетии н.э. основные богословские споры в христианстве шли по вопросу Богочеловечества Христа. Часть богословов во главе с главой Константинопольской церкви (патриархом) Несторием выдвинула тезис о приобретении Иисусом божественности. По убеждениям несториан, дева Мария родила только человека Иисуса, а Бог вселился в него только при схождении Святого Духа во время крещения.
Третий Вселенский собор, проходивший в Эфесе в 431 году, осудил взгляды Нестория. Несмотря на соборное осуждение, у несторианского учения осталось множество приверженцев, особенно на Среднем Востоке, где значительные общины несториан просуществовали до XIV века. С проблемами Богочеловеческой сущности Христа были связаны споры и на Четвертом, Халкидонском соборе 451 г.
Халкидонский собор осудил учение последователей архимандрита (настоятеля монастыря) Евтихия, согласно которому человеческая сущность Христа была полностью поглощена Божественной сущностью при Боговоплощении.
Учение Евтихия назвали «монофизитством» (единая природа).
Собор отверг монофизитское учение и установил догмат, по которому
Божественное и человеческое соединились в Иисусе Христе нераздельно и неразлучно, неслиянно и неизменно.
Пятый Вселенский Собор (Второй Константинопольский (553 г.) подтвердил постановления Эфесского собора, осудив несторианские воззрения трёх епископов, живших ещё в V веке, —
Феодора Мопсуетского,
Феодорита Кирского и
Ивы Эдесского.
На соборе было принято решение о том, как следует изображать на иконах Иисуса Христа – не в виде агнца (ягненка), а в человеческом облике.
Шестой Вселенский собор (третий Константинопольский) в 680 г. осудил церковную ересь «монофелитов», которые признавали два естества – Божественное и человеческое – в Иисусе, но считали, что он имел только одну волю («монофелизм» — единоволие).
Собор догматически обосновал наличие у Бога сына двух воль и проклял монофелитов.
Седьмой Вселенский собор (Второй Никейский) состоялся в 787 году.
Его решения должны были покончить с иконоборчеством, провоцировавшим раздоры в церкви. Иконоборческая ересь, основанная на слишком прямо понятном запрете Моисея на создание идолов, признавала подобными идолами и христианские иконы,
бывшие только символами (иконами) их прообразов:
Бога, Богородицы и святых.
В начале VIII века ересь поддержали византийские императоры и многие церковные иерархи, но на Седьмом соборе, созванном по требованию императрицы Ирины, иконоборцы были осуждены, а почитание икон восстановлено.
После Второго Никейского собора Вселенские соборы больше не собирались, так как единство христианской церкви было нарушено великим расколом (схизмой).
РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ
Различия между Восточной и Западной церквами, малозаметные в первые века христианства, но обусловленные уже самим разделением единой Римской империи на Восточную и Западную, на протяжении IV – VIII в.в. медленно, но верно разобщали два главных направления в христианстве.
Римский епископ, получивший почетный титул «римского папы», постоянно играл роль третейского судьи в ссорах между государями варварских королевств.
Западная церковь сама превращалась в жесткую иерархическую структуру, подобную государственной, где римский епископ играл роль абсолютного монарха.
(А с 756 г. римский папа стал ещё и непосредственным главой целого государства – Папской области в центре Италии, которую франкский король Пипин Короткий подарил папе Стефану II).
В Западной церкви постепенно стали возникать идеи организации всей христианской церкви по одному образцу, как церковной монархии во главе с римским папой.
Папа должен был получить даже право изменять догматы, принятые Вселенскими соборами. Однако не догматический вопрос, а политические проблемы сыграли главную роль в первом столкновении между Западной и Восточной церквами.
В 857 году византийский император Михаил III низложил константинопольского патриарха Игнатия и возвел на патриарший престол нового главу – Фотия. Это решение утвердил собор в 861 году. С избранием нового патриарха не согласился римский папа Николай I, потребовавший вернуть власть в Константинопольской церкви Игнатию, а императору предложивший передать Римской церкви
Иллирию,
Македонию,
Дакию,
Фессалию,
Эпир
и некоторые другие греческие земли.
Император ответил отказом, тогда папа созвал в 863 г. собор, низложивший Фотия.
В 867 году на соборе в Константинополе римский папа был отлучен от церкви (предан анафеме – проклятию).
В свою очередь, Николай I на соборе 869 г. в Риме анафемствовал Фотия и его сторонников.
В середине XI в., при константинопольском патриархе Михаиле Керулларии произошел окончательный разрыв церквей. По приказу патриарха в 1053 г. все церкви и монастыри в Константинополе, придерживавшиеся римского обряда, были закрыты.
Римский папа Лев IX послал к Михаилу Керулларию делегацию во главе с кардиналом Гумбертом, но не для решения спора между церквями, а для передачи папского указа об отлучении патриарха.
В ответ на это в 1054 г. был созван собор, анафемствовавший римского папу.
С этого момента церкви окончательно разделились.
Изменились даже их общеупотребительные названия –
Западная церковь стала называться католической,
а Восточная – православной.
- FIN -