Sarkel

De omnibus dubitandum

История и археология поселения Саркел-Белая Вежа

Анатолий Чалых
Краевед
Анатолий Чалых
Краевед
Альберт Мустафин

Камни и надписи Боспора. Сергей Кашаев, Наталья Кашовская.

Сергей Владимирович Кашаев – младший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН.

Наталья Васильевна Кашовская– ведущий научный сотрудник, заведующая отделом Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург).

 

В последней трети I тыс. н.э. Боспор оказался под властью хазар. Факт обращения хазарского правителя и его окружения в иудаизм и то обстоятельство, что конкретная историческая ситуация в эпоху обращения и место контактов хазар с иудеями неясны, предопределили интерес участников Хазарского проекта к этому региону.

Обнаруженные в ходе раскопок находки и постройки относятся к периоду V-X вв..

Боспорское государство античного (греческого) Северного Причерноморья охватывало оба берега Керченского пролива, и народы, его населявшие, оставили о себе разнообразные свидетельства. С начала раскопок в 20-30 годы XIX в. в руки исследователей начали попадать немногочисленные артефакты, свидетельствующие о присутствии на этой территории иудейского населения. Археологическую группу еврейских памятников боспорской земли составили мраморные и известняковые стелы с посвятительными текстами, юридическими актами – манумиссиями и надгробия. Они сразу же вызвали интерес у «ценителей древностей» и сотрудников музеев.

Собрание иудейских надгробий постоянно пополнялось новыми находками. В конце XIX в. наступило время для систематизации и описания коллекции с привлечением учёных – лингвистов-классиков, историков и востоковедов.

Чаще всего Боспорские камни доставлялись в лапидарий – хранилище древних камней, устроенное в Мелек-Чесменском кургане в центре Керчи, который был частью Музея древностей. Иудейские надгробные стелы, обнаруженные на окраинах города КерчьПавловской батареи, на Цементной слободке, Глинище) и привезённые с Таманского полуострова, вместе составили особую этнокультурную коллекцию. Позднее она перешла в распоряжение Керченского государственного историко-культурного заповедника.

Одно из надгробий, найденных в 1999 г.

Большой урон коллекции был нанесён во время Великой Отечественной войны и оккупации Крыма немецкими войсками. Много экспонатов из лапидария было утрачено. Существуют легенда о том, что часть каменных стел до сих пор лежит закопанной на окраине Керчи.

В послевоенные годы было предпринято издание письменных античных документов – «Корпус Боспорских надписей», ставший значительным событием в античной эпиграфике, археографике и истории. Его составители суммировали все предыдущие находки и опубликовали новые, включая манумиссии и надгробные тексты.

Новые открытия приносили раскопки. В 1970-80-е гг. в Тамани-Гермонассе было извлечено 14 экземпляров надгробий. В 1973 г. М.М. Кобылиной на «Западном» раскопе среди камней средневековой обкладки было обнаружено надгробие с еврейской надписью, предварительно – по характеру шрифта – отнесённой Д.И. Даньшиным к наиболее ранним фанагорийским памятникам. А.К. Коровиной на Северном городище Тамани в 1980 г. в слое XI-XII вв. во вторичном использовании раскопаны два надгробия с семисвечником. На одном из них вырезана двухстрочная еврейская надпись.

В результате стало ясно, что основными центрами расселения иудеев на далёких берегах Чёрного моря были древнегреческие колонии Фанагория (посёлок Сенной), Гермонасса (современная Тамань), Пантикапей (г.Керчь). на азиатском берегу иудейские поселения традиционно связывают с двумя крупными городами – портами Фанагорией и Гермонассой (византийской Таматархой, или древнерусской Тмутараканью).

   Фанагория, как показывают археологические исследования, доминировала на полуострове в античный период. В раннем Средневековье главенствующая роль переходит к Гермонассе-Таматархе-Тмутаракани. Археологические свидетельства подтверждают существование иудейских общин в этих центрах.

Тщательное изучение материалов, полученных в процессе раскопок, дополнило и скорректировало письменные свидетельства античных авторов, связывавших переселение евреев на северные берега Чёрного моря с Иудейской войной 70 г. н.э. и разрушением императором Титом Храма и Иерусалима. Современная наука располагает достаточными аргументами, чтобы отодвинуть эту дату к более раннему времени. Неоспорим тот факт, что созданные иудеями поселения продолжали существовать вплоть до Средневековья.

Плита из предполагаемого культового комплекса.

Греческие надписи-манумиссии, найденные в Пантикапее  и Фанагории, отражают факты освобождения рабов под опеку синагоги, с условием их вхождения в общину и возможного принятия иудаизма. Таким образом проводилась скрытая миссионерская деятельность, способствовавшая появлению прозелитов (последователей культа) и квазипрозелитов (сочувствующих) из числа местного населения. Приток местного населения, принимавшего иудаизм, объясняет долговременное и непрерывное существование в городах Боспора общин-синагог.

Весьма ощутимым был приток евреев-переселенцев в конце II – начале III в. н.э. Этот факт объясняется гонениями, объявленными римским императором Адрианом после восстания Бар-Кохбы. Здесь, на периферии, иудеи надеялись найти себе кров и спокойную жизнь. Они представляли собой отнюдь не подавленную и сломленную группу, а тех, кто дерзнул вступить на открытое противоборство с могущественным Римом.

Боспорские иудейские надгробные памятники, в большинстве без надписей, интересно и своеобразно представили время и создавший их народ. Насколько можно судить по находкам, рисункам и копиям – эстампажам, они были выполнены в античной традиции в виде вертикальных стел, однако имели местные особенности, варианты и дополнения. Нередко прямоугольная стела оформлялась рамкой, повторяющей её форму, и уже в ней помещалось глубокое рельефное изображение. Иногда стелы заканчивались стилизацией фронтона античного храма.

На всех надгробиях вырезан общий орнаментальный мотив.

На всех надгробиях вырезан общий орнаментальный мотив: семисвечникменора, трубный рогшофар, пальмовая ветвьлулав и иногда цитрусовый плодэтрог. Все эти предметы связаны с иудейской религиозной традицией. Для надгробий, не имевших эпитафий, орнамент стал основным атрибутивным элементом, который давал возможность идентифицировать себя в окружающей многоязычной среде. Привычный сюжет нёс духовную информацию и играл роль связи с покинутой родиной.

Менора  у иудеев диаспоры ассоциировалась с Храмом и Иерусалимом.

Рог и лулав, вероятно, отражали духовно-нравственные ценности веры.

Пока эти образы сохранялись в памяти, они замещали иммигрантам покинутые святыни.

На периферии античного мира смешение культурных и религиозных традиций происходит активнее и глубже. На Боспорских иудейских надгробиях рядом с традиционно еврейскими символами появляются изображения тамгообразных знаков. Они наносились на оборотной стороне стел и представляли собой различное сочетание или переплетение линий, кругов и других геометрических фигур. Наиболее вероятно, что тамги являлись родовыми символами – знаками рода или клана и несли информацию о своём обладателе. Позднеантичные византийские источники VI в. н.э. (Прокопий Кесарийский, Феофан, Никифор) указывают на иранское (сарматское) присутствие в этом регионе. Некоторые знаки-тамги на архаической скульптуре льва I-II вв. н.э. из Ольвии, принадлежащие сарматам, аналогичны знаку, изображённому на оборотной стороне иудейской плиты с поселения Вышестеблиевская-11.

На всех надгробиях вырезан общий орнаментальный мотив.

О расселении иудеев на Тамани, в Фанагории и её окрестностях сообщали византийские письменные источники. Фанагория не сходит со страниц хроник в VIII в. – это достаточно активный политический центр, игравший видную роль в хазаро-византийских отношениях.

В сочиненияха арабских географов и историографов IX в. Фанагория встречается редко, хотя Ибн-Хордадбех ссылается на неё как на «еврейский город». Однако Ибн ал-Факих уже упоминает новую хазарскую заставу на кавказском берегу Керченского пролива и называет её «Самкуш еврейский» («ал-яхуд»), она же Таматарха. Более поздние тексты, описывавшие события с отставанием в 200-300 лет, продолжили повествование об истории иудеев Боспора до момента появления хазар в Прикаспии и на Северном Кавказе.

В последние годы открыто ещё одно место компактного проживания иудейского населения. С 1999 г. Таманский археологический отряд Боспорской экспедиции Института истории материальной культуры РАН ведёт раскопки на поселении Вышестеблиевская-11. Памятник расположен на берегу Кизилташского лимана, на окраине современной станицы Вышестеблиевская. Здесь ещё в 1910-15 гг. были найдены античные эпиграфические памятники.

На лицевой стороне надгробия изображён девятисвечник, …

За период раскопок (с 2003 г. они ведутся в координации с Хазарским проектом) на поселении открыты 15 строительных комплексов и более 80 хозяйственных ям. Мощность вскрытого слоя достигла 1,8 м. Обнаруженные находки и постройки имели очень широкие хронологические рамки: с середины V в. до н.э. по X в. н.э.

Найденные 15 целых или фрагментированных надгробий с иудейской символикой позволяет считать памятник третьим, после Фанагории и Гермонассы, местом компактного проживания иудеев на Азиатском Боспоре с античных времён.

По словам местных жителей, в 1960-70-е гг. памятнику был нанесён урон располагавшейся здесь воинской частью. В ходе строительных работ военным часто попадались древние камни с орнаментами и знаками. Большинство плит были заложены в фундаменты построек и залиты бетоном. В настоящее время площадь памятника ежегодно распахивается.

За несколько лет археологи получили неожиданные и принципиально новые материалы, дающие представление о жизни поселений на Азиатской территории Боспорского царства.

Исследование участка улицы шириной около 3,5 м, длиной 25 м даёт представление о системе застройки и планировки поселения. Улица была покрыта слоем плотной глины, с большим содержанием фрагментов керамики. С обеих сторон улицы в определённом порядке располагались постройки, имевшие вход с улицы. Они выполнены в одной технике: стены складывали из глиняных необожжённых кирпичей на выровненной поверхности, без какого-либо фундамента или каменного цоколя. Снаружи стены штукатурились, что предохраняло их от разрушения. Заброшенные постройки постепенно разрушались, а с годами дожди полностью размыли остатки стен.

В большинстве случаев место постройки можно обнаружить благодаря тому, что полы, представлявшие собой плотный глиняный пласт толщиною до 10 см, хорошо сохранились на протяжении веков. По ним теперь можно определить место и примерные габариты построек. Полы устраивались ниже уровня земли на 50-70 см, что превращало всю конструкцию в полуземлянку. Крыши в таких домах, скорее всего, были односкатные, их крыли дёрном, соломой или камышом. Большинство построек представляли собой в плане прямоугольник размером примерно 4 х 5 м. Одна оказалась «двухкомнатной», она состояла из двух параллельных помещений, соединённых проходом. Надо заметить, что технология строительства из кирпича-сырца характерна для регионов, бедных камнем и богатых глиной, таких, как Таманский полуостров. Она идеально подходит для местных условий, поэтому просуществовала с некоторыми изменениями до середины XX в. В станицах Тамани ещё и сейчас можно встретить подобные дома, построенные после Великой Отечественной войны.

… на оборотной стороне – тамга.

Один из самых необычных строительных комплексов был обнаружен в ходе раскопок в 2001-2002 гг. Он представляет собой полуземлянку, размером 3 х 6,5 м, заглублённую от уровня древней поверхности на 0,5 м. Планировка, отсутствие артефактов в заполнении землянки позволяют говорить, что это не хозяйственный или жилой, а культовый комплекс. На такой вывод наталкивает и композиционное расположение всех конструктивных деталей на её плане – вымощенный камнем пол, в центре стояла плита с семисвечником, а вокруг – различные конструкции из глины и камня.

Признавая сакральное предназначение сооружения, археология наводит на размышления о его конфессиональной принадлежности. Первое, что можно сказать уже сейчас, это то, что оно, безусловно, связано с иудейским населением Боспорского царства в позднеримский и раннесредневековый периоды.

Суммировав имеющиеся данные, можно сделать вывод о том, что на исследованном участке поселения существовал «квартал», состоявший из участка улицы и нескольких построек. Они были расположены вблизи культового комплекса и имели с ним смысловую связь и конструктивную близость. Сам комплекс, располагавшийся у обрыва, являлся последней постройкой, к которой вела улица, это почти «дорога к храму».

Предположительно улица была сооружена во второй половине V в. до н.э. По находкам керамики строительные комплексы можно датировать IV-VII вв. н.э., хотя в слое есть находки и более позднего – хазарского периода.

Иллюстрации предоставлены авторами.

- FIN -

1 комментарий

  • Эльвира 28.08.2023 в 15:19

    А кто сказал, что Менора — это именно светильник иудеев? В Горном Алтае найдены древние рисунки(8-6 вв. до н.э.) этих светильников-людей, которые означают просветлённых людей, у которых открылись все 7 чакр…само слово МЕНОРА(МИНОРА) если переводить с языка прасанскрита — Сензар…то это: МЕ-НО-РА что переводится: Я С БОГОМ…есть вариант перевода: МЕН У-РА = Я У БОГА…и ещё МИН НУРЫ — Я-СВЕТ…а как перевести название светильника с идиш или иврита?

Добавить комментарий

*

Посетите наш форум!

Свыше 320 интересных тем для обсуждения.

Еще больше статей, исторических фактов, уникальных находок.

Участвуйте в дискуссиях, мероприятиях и экспедициях.

Присоединяйтесь к нашему поисковому движению!

Поисковое движение Sarkel