Sarkel

De omnibus dubitandum

История и археология поселения Саркел-Белая Вежа

Анатолий Чалых
Краевед
Анатолий Чалых
Краевед
Альберт Мустафин

Лазарев А.Г. Зодчество юга России.

 А.Г. Лазарев

ЗОДЧЕСТВО ЮГА РОССИИ

с древнейших времен до современности

V – XX вв.

Глава 4. Архитектура христианских храмов на Северном Кавказе, в Придонье, Приазовье  и в Прикаспийской низменности.

VI – начало XX в.  

«Посвящается нашим дальним предкам, заложившим основы южно-славянской культуры в первом тысячелетии н.э. и пронесшим через тернии своей истории веру в христианские ценности из глубины веков до наших дней».

А.Г. Лазарев 

Территория южной части современной России – Приазовье, Подонье, Ставропольская возвышенность и Прикаспийская низменность с точки зрения исторической и археологической наук является вместилищем сотен тысяч памятников различных эпох и народов. Только в одной Ростовской области их отмечено более 55 тысяч: стоянки древнего человека, захоронения различного типа, укрепленные и неукрепленные городища, светские и культовые постройки. Эти памятники датируются от III тысячелетия до н.э. до начала XX века. Среди находок археологов есть каменные изваяния двухметровой высоты (скифские, сарматские и половецкие «бабы» — изображение мужчин и женщин в одеждах и доспехах), бытовые изделия из глины, камня, бронзы, металла, стекла, оружие и военное снаряжение, предметы роскоши из цветного стекла, серебра, золота, строительные конструкции из камня и керамики, христианские храмовые постройки.

Высокая плотность археологических и исторических находок на исследуемой территории подтверждает высокую плотность кочевого, полукочевого и оседлого населения в этой части Европы. Следовательно, можно сделать обоснованный вывод о том, что уже в первые века н.э. южная часть современной территории России представляла собой плотное, насыщенное этническое поле, в котором шли активные, динамические процессы этногенеза, приведшие в итоге к формированию здесь к середине первого тысячелетия н.э. культуры достаточно высокого уровня развития.

При этом необходимо подчеркнуть геополитическую особенность исследуемой территории, которая является составной частью огромного панконтинентального пространства, известного в науке под именем Евразийской степи, протяженностью с Востока на Запад около десяти тысяч километров, тысячекилометровой полосой в ширину (прим. ред. – здесь и далее выделено мною). Это этническое поле представляло собой уникальную природную колыбель, подверженную воздействиям циклических колебаний природы. В этой колыбели на протяжении полутора тысяч лет вызревала общая евразийская культура, из которой в V веке н.э. выделилась в самостоятельную ветвь и начала развиваться цивилизация Северного Кавказа (или юго-восточной части Европы), совпадающая с современными южными границами Российской Федерации.

Одной из особенностей начального этапа развития этой цивилизации является то, что языческие культы этого периода не оставили после себя большого количества сооружений мегалитического типа: дольменов, менгиров или идолов, относящихся к древнему миру. Археологи не обнаружили также значительные культовые сооружения более поздних периодов времени, относящихся к первым векам н.э. Торжество зародившейся христианской культуры в Средиземноморье в I-V веках н.э. предопределило и дальнейшую судьбу исследуемой территории.

К началу V века н.э. в западной оконечности Евразийской степи (Приазовье, Подонье, Прикаспийская низменность и Ставропольская возвышенность) сложилось однородное этническое поле из многочисленных алано-ясских племен, принадлежавших к индоевропейской группе народов и пришедших сюда из Центральной Азии.

Аланы-яссы частично вытеснили из западной части Евразийской степи скифов, сарматов и булгар в сопредельные территории Европы, на запад, север и северо-восток, а частично ассимилировались с ними, образуя единую общность населения всей исследуемой территории. Некоторые учёные-историки полагают, что племена аланов-яссов стали родоначальниками, дальними предками современных славян, населяющие сегодня всю Восточную Европу, и прежде всего – русских, украинцев, белорусов, болгар, сербов.

Аланы-яссы вступили в активные контакты с Византийской империей, имея с ней общие границы на Кавказе и в Северном Причерноморье. В VI веке н.э. аланы были окружены христианскими государствами. На юге это были Армения, Грузия и Абхазия, куда христианская религия проникла вскоре после её зарождения в Палестине. Это объясняется тем, что на её пути не было существенных природных преград, а дороги в Армению и Грузию были известны ещё Риму, поддерживавшему тесные политические отношения с этими странами. После падения Рима эти контакты были продолжены Константинополем.

Всего несколько столетий потребовалось христианской культуре и религии, чтобы преодолеть единственную существенную преграду на своем пути Главный Кавказский хребет и перейти на равнины Северного Кавказа (рис.1).

Рис.1. Регионы юго-восточной части России, вошедшие в территорию исследования.

Западные границы расселения предков славян – аланских племён были так же близки к Византии, как и южные, но здесь существовала естественная преграда – акватория Черного и Азовского морей. Однако и эта преграда не являлась непреодолимой. Водная дорога была хорошо известна древним грекам, а потом и византийцам, которые унаследовали от первых многочисленные города-колонии на Крымском полуострове, Таманском полуострове, в дельте реки Дон и на восточном побережье Азовского моря.

Вероятно, не одна группа византийских миссионеров прошла сухопутными и водными путями к месту расселения алан, исколесила их дороги внутри страны, прежде чем в землях Приазовья, Подонья, Прикаспийской низменности и на Ставропольской возвышенности начали строиться христианские храмы, монастырские комплексы и стали создаваться приходы новообращенных христиан, которые позже объединяться в епархии, подчиненные непосредственно Святому Константинопольскому престолу.

Сегодня вполне очевидно, что VI век стал временным рубежом, точкой отсчета новой фазы этногенеза в рассматриваемом этническом поле на территории юго-восточной части Европы и, соответственно, началом эпохи в развитии архитектуры на современной южной части России. С шестого века до современности можно отчетливо видеть влияние духа и формы византийской архитектуры на светские и культовые постройки в городах и сельских населенных местах в Ростовской области, Краснодарском крае, на Ставрополье (рис. 95).

Рис. 95. Христианские храмы древнейшего периода.
VIII-IX вв.
Одноапсидная базилика.
Татарское городище г. Ставрополь.

Очевидно, VI век в юго-восточной части Европы стал временем, когда в сознание местного этноса проникло и утвердилось христианство.

К этому времени Восточная Римская империя – Византия со столицей в г. Константинополе (бывшей греческой колонией Бизанте) контролировала огромные территории в Южной Европе, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, Закавказье, Северном Причерноморье, в Крыму и Приазовье, вплоть до дельты Дона. Государственной религией в Византийской империи было христианство. Оно же было воспринято и большинством населения обширных и богатых земель в Приазовье, Подонье, Прикаспийской низменности и на Ставропольской возвышенности, то есть на всей территории расселения алано-ясских племен в VI-XIII вв.

Из византийских  источников известно, что уже в V-VIII веках на территории юго-восточной части Европы существовали и активно действовали Зихская и Аланская христианские епархии под непосредственным управлением Святого Византийского престола. А также епископат армянской христианской церкви в Северном Дагестане. Близкими к Грузинской христианской церкви были районы на территории современного расселения осетин, ингушей, балкарцев (рис. 94).

Рис. 94. Места расположения христианских храмовых построек в Подонье, Приазовье, Предкавказье и в Закавказье.

В этой ситуации можно уверенно предположить, что существование христианских епархий основывалось на том, что у алан и других народов Северного Кавказа, уже переходящих в это время к оседлому образу жизни, были сформированы многочисленные христианские приходы и уже существовала сеть христианских храмов в местах их оседлого обитания и, прежде всего, на территории современных Краснодарского, Ставропольского краев, в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Алании.

Действительно, науке известно, что в 920 году состоялось массовое крещение ЗИХОВ и в этом же году состоялось массовое крещение АЛАН (то есть, на 68 лет раньше, чем крещение славян Киевской Руси). Ещё в VII в. христианство приняли все аварские народы Северного Кавказа.

Археологи, работавшие в конце XIX в. и в 1960-80-е годы XX в., И.В. Каминская, В.Н. Каминский, В.А. Кузнецов открыли аланские городища Маджары, Дядьков, Нижне-Джумблатское, Ильичевское, Куньша, Гиляч, Нижне-Архызское, Урупское, Таманское и др.. На их территории были обнаружены руины и хорошо сохранившиеся христианские храмы ранне-византийского типа, крестово-купольные одно- и трёхапсидные, различных размеров, преимущественно не более 8-20 метров по продольной оси.

Наиболее интересным является открытый ещё в начале XIX века майором русской армии Потемкиным, путешественниками Ю. Кларантоном и Н. Бернардацш, позднее князем Г.Г. Гагариным, вице-президентом Российской академии художеств, пришедшими сюда непосредственно после окончания Кавказской войны, и изученный в советское время учеными, специалистами в области истории архитектуры К.Н. Афанасьевым, П.Д. Барановским, В.А. Кузнецовым, Н.Г. Чубанишвили храмовый комплекс на р. Зеленчук, в так называемом Нижне-Архызском городище, датируемым X в. В храмовый комплекс входили три кафедральные церкви и одиннадцать небольших одноапсидных церквей. Из трёх кафедральных церквей – Северный храм был кафедральным собором Аланской христианской епархии, подчиненной Константинопольскому престолу. Все три храма Зеленчукского комплекса в урочище Нижний Архыз относятся к крестово-купольному типу трёхапсидных византийских храмов, с цилиндрическими барабанами под центральный купол. Анализ пропорций, проведенный К.Н. Афанасьевым и другими учеными, дает возможность определенно утверждать о принадлежности этих построек классическому типу византийских храмов.

Этими же учеными были осмотрены и обмерены Сентинский аланский храм, крестово-купольный, одноапсидный, с цилиндрическим барабаном под центральным куполом, расположенный на левом берегу реки Теберда, и Шоанский храм, крестовокупольный с восьмигранным барабаном под центральный купол. Эти два храма также без сомнения относятся к классическому византийскому типу храмовых построек [67].

Начиная  с IV века христианские миссионеры из Армении и Грузии настойчиво проникали на территорию восточной части Северного Кавказа (северные районы современного Дагестана). Их интересовала проблема установления контроля над этой частью торговых путей из Европы в Индию и Китай.

В VI веке, в результате деятельности этих христианских миссий, создается первый очаг христианства в Чоге, следы которого сохранились здесь до наших дней.

В 684-85 годах состоялось своеобразное крещение предков современных авар. В христианство были обращены все их роды, исповедовавшие раньше язычество. Ими были срублены все священные деревья, из древесины которых был сооружен крест для поклонения Христу. Таким образом, христианство закрепилось и в аварских землях.

Из письменных источников и материалов археологических экспедиций известно, что христианские церкви в VII-XII вв. строились в городах: Самендре, Кайтаге, Зиринхгеране, Цукерте (Цахурия), а также практически во всех селениях Аварского Койсу.

Хорошо сохранился до наших дней христианский храм в Датуне (Советский район Дагестана). Эта постройка базиликального типа датируется X-XI вв. Аналогичные постройки IV-XIII веков встречаются на территории Армении, что говорит о тесных связях между населением Дагестана и Армении и участии армянских архитекторов и строителей в возведении в Аварии раннехристианских храмов базиликального типа. Эти храмы были небольшими по размерам (от 5 до 7 м по продольной оси и от 3,5 до 4,5 по поперечной оси). Архитектурный образ их представлял однонефную базилику с одной апсидой, без купола.

Отличительной особенностью христианства в Северном Дагестане является то, что местный епископат был подчинен Армянской Григорианской церкви, которая в этот исторический период стремилась отделиться от Святого Византийского престола.

Сохранились и представляют интерес средневековые христианские храмы XII века в Тхаба-Ерды (Ингушетия) и в Зругском ущелье (Осетия) и ряд других, возведенных из камня в виде одно- и трехапсидных церквей базиликанского типа.

До сегодняшнего дня сохранились также ещё несколько христианских храмов постройки VI-X вв. в предгорьях Кавказа, в Домбайском и Баксанском ущельях в долине реки Теберды. Тип всех этих сооружений относится к ранневизантийскому стилю типа базилики. Размещение храмов не случайно. Они были возведены на основных дорогах через горные перевалы в Абхазию и Грузию и далее в Палестину, на родину христианства. Вид этих построек говорит о том, что их сооружение велось при участии и под руководством византийских миссионеров. Так, на руинах Белореченской церкви были найдены камни с надписями о том, что этот храм строил армянский мастер из г.Кафы в 1171 г. [147] (рис. 3).

Рис. 3. Схема основных миграционных путей перемещения народов через регионы.

Не обнаружены следы ранне-христианских храмовых построек по берегам рек Маныч, Егорлык, Кума и в Кумо-Манычской впадине, что можно объяснить тем, что эти регионы длительное время были ареной ожесточенной борьбы между кочевавшими здесь тюрко-язычными пришельцами и аланами, отошедшими к XI-XII вв. в предгорья Кавказа. Однако есть сведения о том, что ранне-христианские храмы строились и в Приазовье. На территории Таматархи (г. Тьмутаракань или Тамань) был открыт  фундамент православного храма. Восемь христианских храмов существовало на территории г. Азова, стоявшего на левобережье Дона при впадении его в Азовское море. В дальнейшем большинство тюрских народов Кавказа перешло в исламскую веру. В этой ситуации отсутствие следов христианских культовых сооружений можно принять как закономерный результат противоборства двух религий.

В Приазовье и Подонье обстановка была несколько иной. Имеются письменные свидетельства и материальные подтверждения тому, что существовала христианская церковь в Левобережном Цымлянском городище (не путать с г. Цимлянск – прим. ред.), известном в исторической литературе как хазарская крепость Саркел в IX-X вв., позже, XI-XII вв. славянский город Белая Вежа. Место расположения крепости сегодня находится под 20-метровой толщей Цимлянского водохранилища. В возведении крепости принимал участие высокий государственный чин Византийской империи – спарфаракандидат Петрона Каматир, который обучал местное население устройству печей и обжигу в них керамического кирпича – типа византийской «плинфы». Им же на Дон были привезены из Константинополя мраморные детали колонн для будущего христианского храма на территории возводимой им крепости. После раскопок на территории Саркела в 1936 и 1948-50 гг. экспедицией профессора М.И.Артамонова мраморные детали колонн христианского храма были переданы на хранение в Азовский городской краеведческий музей (рис. 4).

Рис. 4. Миграция этносов в юго-восточную часть Европы.

В пользу состоятельности факта строительства христианского храма в нижнем течении Дона говорит тот факт, что в городищах, близлежащих к Саркелу, были найдены многочисленные нательные медные и серебряные кресты, принадлежащие, очевидно, аланам, составляющим значительную часть населения Хазарского каганата, образовавшегося в VIII-X веках на землях Северного Кавказа.

Есть также письменные свидетельства тому, что в X веке христианские приходы в Приазовье и Подонье посетила ещё одна христианская миссия во главе с Византийским посланником императора Феофила монахом Кириллом.

Целью  этой большой миссии в юго-восточную часть Европы, плотно населенную славянскими племенами, уже подготовленными к очередной фазе этногенеза – государственности, была, несомненно, попытка «привязать» к Византийской империи это будущее государственное образование.

Способом  политического влияния Византии на эти земли были:

во-первых – дальнейшее укрепление позиций христианства и

во-вторых – ассимиляция культуры аборигенов в византийскую культуру, чему здесь были давние предпосылки со времен колонизации этих земель Античной Грецией.

Первая задача решалась влиянием Святого Византийского престола и империи на умы местного населения через христианские приходы Аланской епархии.

Вторая задача решалась тем, что миссия монаха Кирилла собрала достаточные материалы, на основании которых, уже в Константинополе, совместно со своим братом Мефодием он создал азбуку – «кириллицу» и основы письменности, близкие к византийской. Таким образом, славяне юго-восточной Европы и их соплеменники, расселившиеся на севере Восточной Европе, имели одну общую систему письменности – основу единой славянской культуры, близкой по своему характеру к византийской.

В IX-XI вв. велось широкое строительство каменных храмов в сопредельных с Северным Кавказом территориях в Крыму. В V-X вв. на территории античного города Херсонеса был возведен комплекс раннехристианских храмов – «Уваровская базилика», в составе каждого был храм базиликального типа, баптистерий (крещальня) и небольшие церкви крестово-купольного типа.

X-XIII вв. датируется церковь Иоанна Предтечи в г. Керчи, VII-VIII вв. датируется базилика в Коктебеле.

В этот же период времени каменные христианские храмы строились в соседних с Северным Кавказом ущельях Грузии (41. Кузнецов В.А. Верхняя Сванетия, М. 1974): христианский храм в г. Гагра (Абхазия), базиликального типа, однонефный, трёхапсидный с двумя боковыми пристройками более позднего периода; христианский храм в с. Лыхны (Абхазия), крестово-купольный, трёхапсидный, с восьмигранным барабаном под центральный купол, напоминающий тип Шоанинского храма; две церкви в соседней Сванетии и в с. Эудзи (Грузия), относящиеся к базиликальному однонефному типу христианских построек.

 

По материалам монографии:

Лазарев А.Г.

«ЗОДЧЕСТВО ЮГА РОСИИ

с древнейших времен до современности V – XX вв.».

Рис. 96. Христианская церковь в с. Датуне.
Республика Дагестан, Советский район.

Рис. 146. Византийский христианский храм в п. Лоо (г. Сочи).

Рис. 147. Южный Зеленчукский храм.

Рис. 148. Средний Зеленчукский храм в долине р. Большой Зеленчук (Карачаево-Черкесия).
Каменная постройка X-XI вв.

Рис. 149. Северный Зеленчукский храм в долине р. Большой Зеленчук (Карачаево-Черкесия).
Каменная постройка X-XI вв.

Рис. 150. Шоанинский храм на л.б. реки Кубань (Карачаево-Черкесия).
Каменная постройка X в.

Рис. 151. Сентинский храм на л.б. реки Теберда (Карачаево-Черкесия).
Каменная постройка X в.

Рис. 152. Каменная церковь Св. Троицы в селении Горная Саниба, Санибское ущелье.
Республика Сев. Осетия-Алания.
Постройка X-XIV вв.

Рис. 104. Христианский храм «Хазита Майрам» в Зругском ущелье (Сев. Осетия-Алания)
X-XI вв.

Рис. 106. Часовня в станице Цымлянской.
Постройка конца XVIII в.

- FIN -

Добавить комментарий

*

Посетите наш форум!

Свыше 320 интересных тем для обсуждения.

Еще больше статей, исторических фактов, уникальных находок.

Участвуйте в дискуссиях, мероприятиях и экспедициях.

Присоединяйтесь к нашему поисковому движению!

Поисковое движение Sarkel