Sarkel

De omnibus dubitandum

История и археология поселения Саркел-Белая Вежа

Анатолий Чалых
Краевед
Анатолий Чалых
Краевед
Альберт Мустафин

Н.И. Шишлина. Заметки о характере скотоводческого хозяйства в современной республике Калмыкия.

Н.И. Шишлина

ЗАМЕТКИ О ХАРАКТЕРЕ СКОТОВОДЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ*

(*) —  Работа выполнена при поддержке Центрального Европейского университета,

грант № 326 / 1996.

Степь калмыцкая.
Лето 2009.

Несмотря на многолетние попытки навязать земледелие местным жителям, основным занятием в Прикаспийских степях сегодня остается скотоводство. Степные, полупустынные пространства в течение многих тысячелетий были идеальной нишей для развития традиционного пастушества.

Исходным пунктом наших заметок стал тот факт, что специфика экстенсивной кочевой экономики мало менялась со временем, как и конкретная привычная среда, что должно было проявиться  значительное сходство в формах ведения скотоводческого хозяйства, отдельных элементах материальной, духовной и социальной культуры у жителей, занимающих в разное время одинаковую экологическую нишу. Поэтому данные этнографии калмыков – последних классических кочевников Нового времени, казахов и других кочевых народов становятся важным источником при реконструкции характера формирования и развития номадизма как особой формы социальной и экологической адаптации носителей культур эпохи бронзы и раннего железного века. Сбор материалов, раскрывающий характер пастьбы домашних животных, отношения пастухов к тем или иным их видам, некоторые традиционные виды деятельности кочевников, помогает оценить возможный характер взаимодействия изучаемой экологической ниши и человека в древности.

Степь. Лето 2009.

«Взгляните…на калмыков и монголов, — где им жить, если не в своих степях…? На своей маленькой лошадке легкий человечек пролетает огромные пространства, целые пустыни, — он умеет придать силы коню, если тот валится с ног, а если конь изнемогает, он открывает вену на шее коня, и это придает ему последние силы. В некоторых из этих областей никогда не бывает дождя, и только роса живит землю, только неисчерпаемое плодородие почвы одевает её весенней зеленью. И вот дикие племена, но между собой они соблюдают строжайший порядок, едут по высокой траве и кормят свои стада, — лошади, разделяющие с ними их образ жизни, знают их голоса и живут в мире, как люди. Бездумно и равнодушно калмык сидит и озирает свое вечно ясное небо над головой и слышит всю насквозь необозримую окружающую его пустыню. Во всякой другой области земли монголы вырождаются или облагораживаются, а на своей земле они остаются тем, чем были тысячелетиями, и останутся такими, пока земля не будет изменена природой или искусством»,

— так писал в конце XVIII в. о степных народах немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер

[Гердер И.Г., 1877. С.172-173].

 

Спустя почти сто лет И.А. Житецкий, изучая быт астраханских калмыков, так описывает их повседневную жизнь:

до восхода солнца женщины доят скотину и отправляют её «на пашу». Затем подростки обоих полов идут к скоту вместе с мужчинами, чтобы напоить скот, который пасется в открытой степи целый день. Подростки-пастухи пригоняют стадо к ночи домой. Так день за днем монотонно протекала жизнь

[Житецкий И.А., 1893. С.35-36].

 

Что же изменилось и что осталось традиционным в современном степном скотоводческом хозяйстве.

В работе автором использованы данные опроса местных скотоводов (75-летнего Петра Таировича Оргадула, 35-летнего Зунды Илькаевича Акаева, 36-летнего Баганта Амирчюпанова – профессиональных пастухов), а также свой скромный пастушеский опыт.

В современной Калмыкии разводят крупный и мелкий рогатый скот, лошадей.

Общее направление скотоводства – мясное.

Овца – самое неприхотливое животное, она легко может добыть себе корм и на пастбище в засушливое лето, и под снегом, покрывающим степь в зимние месяцы, особенно в феврале.

Отара овец управляема даже одним пастухом без лошади. Часто пастух использует для охраны собак.

Овцы дают мясо и шерсть, коровы – мясо, молоко, кожу. Уход за ними требует больше внимания и забот.

Лошадь до сих пор активно используется как транспортное и верховое животное, а также дает мясо и молоко, из которого изготовляют традиционный напиток кумыс. Для пастьбы предпочтительнее использовать мерина или кобылу. Распространены монгольская (низкорослая) и донская (буденовская длинноногая) порода лошадей. Встречаются в Калмыкии, но намного реже, также козы, свиньи, практически все деревенские жители разводят птицу.

Сравним эти данные с материалами по Северному Кавказу: здесь с древности во многих районах овцеводство было главным занятием населения, но в некоторых горных лесистых районах отдавали предпочтение козам (например, в предгорьях Западного и Восточного Кавказа), хотя разведение крупного рогатого скота считается традиционным занятием. Во многих местах из-за ограниченности пастбищ хозяева могли содержать всего 2-3 коровы, в предгорьях и на равнине выращивались разнообразные породы лошадей

[Калоев Б.А., 1993].

Степь в районе г. Элиста.
Лето 2009.

В Степи состав отары овец доходит до 2 000 голов, в гурт входит 200 голов без телят. Табун лошадей состоит из 120-130 голов.

На Кавказе крупные овцеводы имели до 1 000 овец, самые богатые – до 5 000 – 8 000, в верховьях Терека некоторые хозяева содержали до 50-100 коз, количество голов крупного рогатого скота колебалось от 4-6 в горных районах до 100 у степных ногайцев, а лошадей – до 200 голов в табуне

[Калоев Б.А., 1993].

Как и прежде, выпас коров и овец, лошадей производится на разных пастбищах. Но самое главное требование – наличие травы и воды – диктует направление тех или иных перемещений.

Исследователи отмечают характерную особенность калмыцкого скота – его продуктивное существование возможно только в степях на озерной и колодезной воде с богатой солончаковой растительностью. Перевод животных в другие экологические ниши приводит к их гибели

[Калоев Б.А., 1993. С.61].

Степь между Элистой и Астраханью.
Лето 2009.

Для сравнения – характер выпаса скота тувинцев в 20-30 годы XX в.: крупный и мелкий рогатый скот оставался у зимников, а лошадей отгоняли на подгорную равнину

[Адрианов Б.В., 1985. С.60].

В Калмыкии, несмотря на её расположение в засушливой степной и полупустынной зоне, имеется большой запас пресной воды: протянувшиеся практически параллельно руслу Волги цепочка Сарпинских озер на севере Республики, такие большие озера как Аршань-Зельмень, Цаган-Усн, Деед-Хулсун, нынешнее искусственное Чограйское водохранилище, образующее с реками Калаус, Маныч Гудило и другими целую водную южную систему. Наконец, многочисленные озерца и реки, пересыхающие лишь к июлю и августу – самым жарким летним месяцам, текущие по многочисленным балкам, оврагам. Ситуация более благоприятная, нежели в Западном Казахстане, где реки полноводны лишь 2-3 месяца в году, что заставляло скотоводов откочевывать летом на север, проходя во время перегонов до 200-250 км

[Андрианов Б.В., 1985. С.62].

Степь. Лето 2009.

При засушливом лете часто пастух вынужден со стадом проходить ежедневно много километров, чтобы напоить скот. В Калмыкии ещё в XIX веке поиск корма и доступного водопоя были главными причинами, вызывавшими многочисленные передвижения

[И.А. Житецкий, 1893. С.37].

Сегодня практически везде стационарное пастушество хоть и привязано к естественным источникам воды, однако, строительство водных каналов (например, в Яшкульском районе в 80-е годы было построено значительное количество таких сооружений, в Ики-Бурульском районе имеется сеть отводных от Чограйского водохранилища каналов) призвано решить проблему искусственных водопоев.

За каждым стадом наблюдает один пастух, владеющий двумя-тремя лошадьми. Это правило обязательно. У одного из современных фермеров – Зунды Акаева – на юге Калмыкии в табуне 23 лошади, 500 овец и 70 коров. Это хозяйство среднего типа. Сравним среднее хозяйство современного кочевника-монгола: одна семья – чабан, его жена и сын пасут отару, состоящую из 1 800 овец

[Андрианов Б.В., 1985. С.177].

«Бэровские пески» между Элистой и Астраханью.
Яшкульский район, п. Хулхута.
Бэр Карл Максимович (1792-1876).
Лето 2009.

Пастьба на лошади очень удобна, особенно в районах, где много балок и оврагов. Кроме того, лошадь активно используется как тягловое животное. Каждый пастух знает, на каком пастбище он может пасти свое стадо. Все межи между пастбищами передаются из поколения в поколение. За день пастух на лошади может пройти от 20-30 до 60 км. Когда автор принимала участие в выпасе скота в Сарпинском районе Республики Калмыкия, в день пришлось пройти около 35 км, так как сухое, засушливое лето не благоприятствовало травяному плодородию. Вместе с пастухом на лошадях мы передвигались в течение дня с одного пастбища на другое, удалившись от фермы на 15 км.

Основу хозяйства монголов, начиная с XI-XIII вв., составляло разведение мелкого и крупного рогатого скота. Его невозможно представить без активного использования лошади. Состав и размеры стада, условия местности определяли дальность и частоту перекочёвок

[Владимирцев Б.Я., 1934].

Ящерица из «бэровских песков».
Лето 2009.

В Монголии, если у пастуха был конь, он мог следить за отарой овец от 150 до 500 голов, а два всадника – до 2 000 голов

[Хазанов А.М., 1979. С.141].

 

 

В 20-30 годы XX в. на юге Калмыкии летом пасли стада в глубине степи, зимой перекочевывали к Чограю, где в зарослях камыша устраивали зимники. Расстояние между зимними и летними пастбищами было небольшим – до 20-30 км. Такая же ситуация складывалась и в других районах Евразийской степи, например, в предгорных долинах Тянь-Шаня, изобилующих кормовыми травами, преимущественно мелким камышом: сюда на зимники стекались со своими многочисленными стадами кочевники-торгуты

[Долбижев Б.В., 1913. С.21].

На Кавказе также существовали зимние и летние пастбища: скот перемещали постепенно на ближние весенние, а затем на летние альпийские и субальпийские пастбища

[Калоев Б.А., 1993. С.109].

Другие хозяйства пасли скот на севере в районе Ергенинских возвышенностей, а зимой перегоняли скот за сотни километров через всю Калмыцкую степь на Черные земли, примыкающие к Нижнему Поволжью, где из-за малого количества снега животные могли питаться без проблем. Такой способ кочевания относится к меридиональному типу.

У каждого племени калмыков, кочевавших в Прикаспийских степях с середины XVII в., также был выработан определенный порядок чередования пастбищ, методов и приемов выпаса скота.

Как отмечает И.А. Житецкий,

в дождливое лето калмыки с весны удалялись в глубь степи, потом постепенно возвращались к зимовкам, «последовательно вытравляя корм».

Засуха заставляла их передвигаться зигзагами и скачками в поисках травы и воды

[Житецкий И.А., 1893. С.38].

Степь. Западный Казахстан.
Лето 2009.

Количество ежегодных кочевок зависело также и от размера стада: богачи, владевшие большим количеством скота, часто вынуждены были менять места обитания

[Житецкий И.А., 1893].

Необходимо отметить существующий с древности экологический аспект пастьбы домашних животных: регулярный выпас копытных животных способствовал созданию «пастбищных экосистем»: прекращение выпаса животных могло привести к изменению видового состава растительности. Продуктивность и устойчивость степных и полупустынно-пустынных пастбищных экосистем зависела от умеренного выпаса, при котором должно было существовать равновесие между объемом уничтожаемой скотом растительности и приростом биомассы трав

[Ямсков А.Н., 1991. С.287-288].

Сохранение равновесия в экосистеме во многом должно было определиться социальными факторами, направленными на его регулировку: где выбрать конкретное пастбище, как долго содержать на нем скот и т.д.

[там же].

Калмыки кочевали небольшими хотонами в 4-10 кибиток, принадлежавших родственникам по отцовской линии. Интересно, что формирование производственных коллективов по родственному принципу (в первую очередь, объединение родственников по мужской линии) отмечается у многих кочевых народов и не только степной полосы

[например: Лебедев В.В., Оборотова Е.А., 1991. С.274].

Степь. Западный Казахстан.
Лето 2009.

В год могло быть несколько перекочевок. Это зависело от плодородия пастбищ, где мог выпасаться скот

[Житецкий И.А., 1893].

У карашарских азиатских кочевников было две главные годичные кочевки: весенняя и осенняя.

«Огромные табуны лошадей и верблюдов, стада крупного и мелкого рогатого скота беспрерывно передвигаются с места на место, переходя с выбитых участков на свежие, нетронутые»

[Долбижев Б.В., 1913. С.34].

Археолог Шишлина Н.И.
Райцентр Ремонтное Ростовской области.
Лето 2008.

В перекочевках принимали участие все члены семей, образуя большой караван из кибиток, верблюдов и лошадей, груженных имуществом.

И.А. Житецкий отмечает, что весенние перекочевки были небольшими, летняя засуха вынуждала проходить довольно большие пространства

[Житецкий И.А., 1893. С.37].

Тарбагатайские киргизы, условия обитания которых были не очень хорошими, вынуждены были в начале XX в. совершать перекочевки с летних на зимние стоянки на сотни верст

[Сыртланов Р.А., 1913. С.92].

Археолог Шишлина Н.И.
Лето 2009.

Не так давно в Монголии чабанская семья перемещалась вместе со стадом и всем хозяйством 11 раз в году

[Адрианов Б.В., 1985. С.177].

Такой же тип хозяйства наблюдается и у казахов и киргизов. Для них характерно полупустынное и пустынное скотоводство с преобладанием меридионального кочевания: они кочевали со скотом с севера на юг, зимовки и прилегающие к ним зимние пастбища находились в южных районах, где много зарослей камыша, кустарников, летние пастбища располагались на севере, близ озер и степных рек

[Жданко Т.А., 1968].

Часть киргизов, проживавших в предгорьях, летом уходили в высокие предгорья и скаты главных хребтов, зимой укрывались в богатых травами долинах рек

[Сыртланов Р.А., 1913. С.90].

«И друг степей — верблюд…».
Лето 2009.

Сегодня на точках преимущественно проживают 3-4 семьи, которые и ведут всё хозяйство. Заготовка сена и кормов на зиму привела к тому, что никаких перекочевок ныне пастухи не производят.

Таким образом, даже небольшое исследование показало, что опыт, передаваемый из поколения в поколения, несмотря на многочисленные исторические события и трансформацию кочевого скотоводства в оседлое, длительность существования в одной и той же экологической нише традиционного скотоводческого хозяйства, элементы которого сохранились до сегодняшнего дня, может стать ещё одним источником при историко-археологических, экономических, социальных реконструкциях.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  • * Работа выполнена при поддержке Центрального Европейского университета, грант № 326 / 1996.
  •  Андрианов Б.В., 1985. Неоседлое население мира. М.
  • Владимирцев Б.Я., 1934. Монгольский кочевой феодализм. Л.
  • Гердер И.Г., 1977. Идеи к философии истории человечества. М.
  • Долбижев Б.В., 1913. Судьба калмыков, бежавших с Волги // Сборник географических. Топографических и статистических материалов по Азии. С.-П. Вып.LXXXVI.
  • Жданко Т.А., 1968. Номадизм в Средней Азии и Казахстане (некоторые исторические и этнографические параллели). // История, археология и этнография Средней Азии. М.
  • Житецкий И.А., 1893. Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884-1886 гг. М.
  • Калоев Б.А., 1993. Скотоводство народов Северного Кавказа. М.
  • Лебедев В.В., Оборотова Е.А., 1991. К вопросу об экологическом гомеостазе в традиционных обществах арктики и субарктики // Этническая экология. Теория и практика. М.
  • Сыртланов Р.А., 1913. Материалы по Западному Китаю, собранные Р.А. Сыртлановым во время его поездки из Урумги на Алтай в 1909 году // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. С-П. Вып.LXXXVI.
  • Хазанов А.М., 1979. Социальная история скифов. М.
  • Ямсков А.Н., 1991. Традиционное скотоводство и природная среда: культурно-экологические аспекты взаимодействия // Этническая экология. Теория и практика. М.  

Руководитель археологической экспедиции, доктор исторических наук, зав.археологическим отделом ГИМ Шишлина Наталья Ивановна во главе своей команды.
Райцентр Ремонтное Ростовской области.
Лето 2009г.

- FIN -

Добавить комментарий

*

Посетите наш форум!

Свыше 320 интересных тем для обсуждения.

Еще больше статей, исторических фактов, уникальных находок.

Участвуйте в дискуссиях, мероприятиях и экспедициях.

Присоединяйтесь к нашему поисковому движению!

Поисковое движение Sarkel