О ранних контактах восточнокавказских евреев и хазар. СЕМЕНОВ Игорь Годович.
Семенов И.Г.
О РАННИХ КОНТАКТАХ ВОСТОЧНОКАВКАЗСКИХ ЕВРЕЕВ И ХАЗАР
1. О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ
В преданиях горских евреев отсутствуют четкие сведения о времени поселения их предков на Восточном Кавказе и о месте, из которого они были переселены на Кавказ. В 17 веке Адам Олеарий и Ян Стрейс отметили, что по мнению самих горских евреев они происходят из Иудова и Вениаминова колен. В 18 веке этот же факт был отмечен Иоганном Гербером и академиком Самуилом Готлибом Гмелиным. Воспоминание о своем происхождении из колен Иуды и Вениамина и по сей день является наиболее устойчивым элементом горско-еврейских преданий. В то же время среди горских евреев распространено и другое предание, согласно которому их предками являются пленники ассирийского царя Салманасара, поселенные им в Мидии и на Кавказе. Иоганн Гербер, первым зафиксировавший этот факт, указывал на то, что источником этого предания являются раввины. Это позволяет Согласиться с предположением о том, что представление о происхождении горских евреев от пленников Салманасара является домыслом, основанным на сведениях 4-ой Книги Царств. Там “города Мидии” действительно фигурируют среди мест, в которых были поселены евреи, выведенные Салманасаром из Самарии. Однако, если предки горских евреев в прошлом принадлежали к Иудову колену, то они не могли быть уведены в плен из Самарии, столицы северного десятиколенного Израильского царства, а кроме того, по представлениям тех же раввинов, предки горских евреев были захвачены Салманасаром в плен в Иерусалиме. Очевидно, что раввины не имели должной эрудиции в вопросах древней еврейской истории и не знали о том, что Иерусалим Салманасару захватить не удалось; он или, точнее, его преемник Саргон II захватил Самарию. После этого жители северного Израильского царства были уведены в плен и расселены по разным областям Месопотамиии и “городам Мидии”. Предки горских евреев не могли иметь к этим пленникам никакого отношения, так как в упомянутых преданиях имеется двукратное указание на то, что они не жили в Самарии: во-первых, они жили в Иерусалиме, и, во-вторых, они принадлежали к колену Иуды и Вениамина; и то и другое указывает на связь с Иудеей, а не с северным Израильским царством.
Наиболее надежным ориентиром в поисках области, из которой евреи были переселены на Восточный Кавказ, является язык горских евреев. По мнению Всеволода Миллера, еврейско-татский язык сформировался на территории Малой Мидии (современный Иранский Азербайджан); оттуда они были переселены на Восточный Кавказ — при последних персидских царях из династии Сасанидов. По мнению же современных исследователей, И.М.Оранского и А.Л.Грюнберга, в основе еврейско-татского языка лежит среднеперсидское наречие, которое имеет юго-западно-иранское происхождение. Это позволяет говорить о том, что предки горских евреев были переселены на Восточный Кавказ в сасанидскую эпоху — из Вавилонии или из сопредельных с нею областей Ирана.
На Восточном Кавказе горско-еврейские селения соседствовали с татскими. “Тат” — это самоназвание персов Западного Ирана. Этот этноним в качестве самоназвания используют и кавказские персы, которые говорят на том же среднеперсидском диалекте, что и горские евреи. Географическое соседство тех и других позволило Илье Анисимову предположить, что горские евреи тоже являются татами, то есть персами, но их предки в Иране — еще до переселения на Кавказ — приняли Иудейство. Результаты физико-антропологических исследований не подтвердили этого предположения: тип горских евреев резко отличается от типа кавказских персов (татов), в частности по головному указателю. Это не значит, что в прошлом горские евреи и кавказские персы (таты) не имели ничего общего: близость языка обеих этнических групп может указывать на то, что их предки были переселены на Восточный Кавказ в один и тот же отрезок времени и из одного района — юго-западных областей Сасанидского Ирана. Аргументы в пользу этого вывода в моих работах уже приводились; прежде, чем повторить их, напомню о гипотезе М.И.Артамонова, в которой возникновение еврейских поселений в Западном Прикаспии связывается с евреями-маздакитами, упомянутыми в приписке к еврейскому документу 9 века “Seder Olam Zutta”. Как известно, религиозное учение Маздака, отличавшееся от традиционного Зороастризма острой социальной направленностью, начало распространяться в Сасанидском Иране при шаханшахе Каваде I (488-531). Его преемник Хосров I Ануширван (531-579) развернул жестокие репрессии против приверженцев маздакизма и почти полностью искоренил это учение.
М.И.Артамонов обратил внимание еще и на тот факт, что в “Кембриджском Анониме”, письме хазарского еврея к испанскому сановнику Хасдаю ибн Шапруту, сказано о том, что предки хазарских евреев бежали из Армении или через Армению в Хазарию; они осели там и стали вступать в браки с хазарами. Основываясь на этих сведениях М.И.Артамонов предположил, что евреи Хазарии были маздакитами, которые, спасаясь от репрессий Хосрова Ануширвана, бежали в Хазарию.
В связи с гипотезой М.И.Артамонова мною было обращено внимание на то, что в условиях Сасанидского Ирана бегство более или менее крупной группы народа через территорию всего государства — с юга на север — было невозможно. Поэтому следует предполагать, что евреи-маздакиты оказались в Западном Прикаспии не в качестве беглецов, а в качестве переселенцев, причем переселение было организовано персидскими властями — в качестве наказания за участие в движении маздакитов. Та же участь постигла и персов-маздакитов, потомками которых и являются современные кавказские персы (таты). Что же касается проблемы проникновения евреев в Хазарию, то они могли попасть туда позднее — в качестве пленных или торговцев. Сведения же “Кембриджского Анонима” о том, что евреи попали в Хазарию из Армении, следует понимать так, что они попали туда не из собственно Армении, а с территории большой административной единицы, которая при арабском господстве именовалась Арменией (Арминийя). Временами она включала в себя почти все Закавказье.
О связи хазарских евреев с еврейскими группами, переселенными Хосровом Ануширваном на Восточный Кавказ, свидетельствует еще один факт из еврейско-хазарской переписки. В “Кембриджском Анониме” говорится о том, что во время религиозного диспута между представителями Иудейства, Христианства и Ислама хазары достали книги Торы из пещеры в долине Тизул. По мнению П.К.Коковцова, В.Ф.Минорского и О.Прицака, Тизул — это неправильное написание ойконима Тарку. Кстати, в письме хазарского царя Иосифа этот же ойконим передается как Т-д-лу. Тарку (еврейско-татск. Торху, Торхун) — это местное, дагестанское название города Семендера, первой столицы хазарских каганов (современный поселок Тарки, ныне находящийся в черте города Махачкалы).
Говоря о возникновении первых еврейских поселений на Восточном Кавказе иногда ссылаются на упоминание в одном из трактатов Талмуда р.Симона б. Сафра из города или области, название которой передается как Т-р-б-н-т, причем, последнее интерпретируется как Дербент. Однако следует заметить, что в талмудическую эпоху город Дербенд еще не был известен под этим названием: в древних армянских источниках и в надписи сасанидского шаханшаха Нарсе (конец 3 века н.э.) он фигурирует под названием Чора или Джора.
Факт присутствия евреев в Западном Прикаспии до 6 века н.э. вызывает сомнения еще и по другой причине: в древних армянских источниках, в частности, в сочинениях Фавстоса Бузанда и Елише, неоднократно приводятся очень подробные списки восточнокавказских народов, и при этом евреи там не упоминаются ни разу. Первое упоминание евреев на Восточном Кавказе, точнее в городе Партаве, относится к 627 году. Принадлежит оно алванскому историку 7 века Мовсэсу Каланкатуаци. В том же 7 веке армянский ученый Анания Ширакаци приводит очень подробный перечень кавказских народов, но упоминание евреев в этом перечне отсутствует. Однако у Анании отсутствует и упоминание о персах, хотя из других источников известно, что Хосров Ануширван заселял этот край многочисленными группами переселенцев из Ирана, в том числе и персами. Разгадка заключается в том, что в списке Анании нет и лпинов (лбинов; армянск. лпин-к), живших в северо-восточной части Ширванской равнины. Название этого народа, многократно упоминаемое более ранними армянскими источниками, заменено у Анании термином ширван. Этот термин этнического содержания никогда не имел, поэтому можно предполагать, что под ним и скрываются переселенцы из Ирана — персы и евреи. Этот вывод косвенно подтверждается следующими фактами. Во-первых, именно Ширван наряду с Арраном и являлся районом, в котором первоначально были поселены евреи и персы, выведенные из Ирана. Это следует из горско-еврейских преданий. Во-вторых, как считается, термин “ширван” имеет какую-то связь с прозвищем шаханшаха Хосрова I — Ануширван. Правда, этимология последнего не вполне ясна.
Из этого не следует, что Анания Ширакаци относил термин “ширван” только к тем евреям и персам, которые на тот момент жили непосредственно в той области, именовавшейся со времен Хосрова I Ширваном. Скорее под названием ширванов у Анании фигурируют все выходцы из Ирана, расселенные Хосровом на обширном пространстве — от Эндери (близ современного Андрейаула в Дагестане; кумыкское название этого селения — Эндирей) до Партава в Алване.
1. О НЕКОТОРЫХ ПАРАЛЛЕЛЯХ В ОНОМАСТИКЕ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ И ИУДЕЙСКИХ ХАЗАР
Историкам известно всего несколько десятков имен иудейских хазар и евреев Хазарского Каганата. Это имена хазарских царей из письма царя Иосифа, имена из письма хазарского еврея (“Кембриджский Аноним”) и из так называемого Киевского письма, составленного евреями киевской общины в 10 веке.
Норман Голб обращает внимание на то, что набор этих имен довольно необычен: иудеи Хазарского Каганата принимали имена либо патриархов — Авраам, Яков, Моисей, либо родоначальников колен — Рувин, Иуда, Завулон, Манассия, Иосиф, Вениамин, либо древних израильских царей — Менахем, Хезекия, либо пророков — Самсон, Самуил, то есть те имена, которые являются наиболее значимыми для еврейской традиции. Кроме того, в Хазарском Каганате в 10 веке были в ходу и такие необычные для евреев других стран имена как Ханукка и Песах (названия еврейских праздников), Синай, а также искуственно образованные имена — Савриил (“Б-г — моя надежда”) и Нисси (“Б-г — мое знамя”). При этом ни в одном из хазарских писем нет “имен из агиографов и имен (талмудических) раввинистов”. По мнению Н.Голба, все эти факты указывают на то, что авторы Киевского письма, так же как и хазарские цари, были прозелитами или потомками прозелитов. Не подвергая этот вывод сомнению, хотел бы указать на следующее.
Особенностью антропонимики горских евреев является преобладание в ней имен из Пятикнижия, из книг Пророков и Царств. Другой интересный факт состоит в том, что горские евреи довольно часто используют названия еврейских праздников как имена: Хануко (Ханукка), Писах (Песах) — мужские, Пурим — женское. Встречаются у горских евреев и другие необычные имена, например, Симанду (мужское) — древнееврейское поздравление (симантов), Мазалту (женское) — пожелание счастья или удачи по-древнееврейски (мазалтов). Удалось также выявить один случай употребления горскими евреями имени Синай: в “Посемейных списках жителей загородной части гор. Дербента” за 1873 год в числе жителей селения Хош-Манзиль значится “Синай сын Агаруна”, 1876 года рождения, переселившийся из сел. Марага. Кроме того, у горских евреев до сих пор употребляется, и нередко, имя Нисси — формах Нису, Нусу (переход и>у, и обратно, является обычным для еврейско-татского языка).
На основании этих фактов можно было бы счесть, что горские евреи являются потомками прозелитов, однако можно привести ряд аргументов, которые противоречат этому предположению. Важнейший из них состоит в том, что антропонимикой горских евреев, в котором до конца 19 века почти полностью отсутствовали имена талмудического периода, действительно состоял из наиболее древних еврейских имен, однако в отличие от иудейских хазар горские евреи использовали не только имена наиболее ярких библейских персонажей, но и имена
значительно менее яркие. Если говорить точнее, горские евреи использовали весь спектр древнейших еврейских имен! Этот факт может говорить о том, что их предки довольно давно оказались отторгнутыми от мира иранских евреев и, осев на Кавказе, пребывали там в относительной изоляции. Вследствие этого их религиозные представления претерпели некоторые деформации, а ономастика оказалась законсервированной почти на полтора тысячелетия.
Консервации антропонимики горских евреев способствовала традиция, распространенная среди всех еврейских групп: имена старших представителей рода через одно, два или три поколения передаются по наследству младшим. Даже имена родственников, не оставивших после себя потомства, вручаются их племянникам, внучатым племянникам и т.д. Эта традиция, основанная на некоторых каббалистических представлениях, не допускает ситуации, когда два человека из одного рода носят одно и то же имя. Если говорить конкретнее, то у горских евреев наследование имен происходит следующим образом. Имя живого деда передается внуку только с согласия первого. Если же дед уже умер, то “хозяином” его имени становится его старший сын, а если последний уже не может иметь детей, то право “распоряжения” именем переходит к следующему сыну и т.д. В тех случаях, когда умерший мужчина не имел живых сыновей, право “распоряжения” его именем переходило к его дочери или к внуку (сыну его сына). В последнем случае имя наследовал правнук.
Наследование имени деда или бабки у горских евреев является очень почетным. Наследника имени деда называют бебе или попо, соответственно “отец” или “папа”, а наследницу имени бабки — деде или момо, соответственно “мать” или “мама”. В первую очередь наследуются именно эти имена, во вторую — имена бездетных братьев и сестер деда по отцу, бездетных братьев и сестер отца.
В прошлом, когда демографическая ситуация на Кавказе была более стабильной, чем в наше время, а детская смертность была очень высокой, имя умерших детей передавалось вновь рожденным, и таким образом набор имен, характерных для каждого конкретного рода оставался довольно стабильным, так как он пополнялся лишь в очень редких случаях. Обычно это происходило тогда, когда в результате необычного роста численности рода набор имен, характерный для данного рода, иссякал. В 20 веке, когда численность горских евреев стала резко возрастать, такие случаи можно было наблюдать многократно.
К тому времени, когда предки горских евреев были поселены на Кавказе, раббанитская (талмудическая) традиция еще не успела окрепнуть, а имена наиболее авторитетных законоучителей, имена которых упоминаются в Мишне и Талмуде, еще не успели стать столь же популярными, как имена библейских пророков и царей. Именно этим можно объяснить тот факт, что имена талмудического периода, пользовавшиеся широкой популярностью у средневековых евреев Ближнего Востока и Европы, оказались вне антропонимики горских евреев, которые с 6 века жили в отрыве от основной массы иранских евреев.
Как уже говорилось, имеется достаточно много оснований предполагать, что восточнокавказские евреи оказали значительное влияние на характер Иудейства хазар. Можно также утверждать, что параллели между известной совокупностью иудейско-хазарских имен и ономастикой горских евреев совершенно не случайны, так как хазары, вероятнее всего, следовали традициям хорошо известных им восточнокавказским евреям, во всяком случае, отчасти. Наиболее ярким свидетельством этого является определенная популярность и у современных горских евреев, и у древних хазар имени Ханукка. Оно дважды встречается в Киевском письме, один раз на средневековом надгробии в Крыму и один раз в списке хазарских царей. За пределами территории Хазарского Каганата и вне исторической зоны расселения горских евреев это имя практически не встречается: для Средних Веков известны лишь два случая его употребления — в Иерусалиме в 10 веке и в Византии в 12 веке.
Можно также вспомнить, что согласно легенде, изложенной в “Кембриджском Анониме”, первый из хазарских царей, принявший Иудейство, имел мать-еврейку по имени Серах. Это имя, чрезвычайно редкое для средневековых евреев, довольно часто встречается у горских евреев. Это обстоятельство указывает на то, что мать упомянутого хазарского царя, принявшего имя Савриил, вероятнее всего была родом с Восточного Кавказа, а также на то, что случаи смешанных браков восточнокавказских евреев с представителями аристократических хазарских родов имели место еще до того, как хазарские цари приняли Иудейство. Хазарский царь Иосиф указывает на то, что его предки приняли Иудейство “340 лет назад”, то есть около 620 года, и в этом нет ничего неправдоподобного, так как к этому времени предки горских евреев уже почти сто лет жили на Восточном Кавказе.
Таким образом, основываясь на хазарских документах можно с достаточной долей уверенности говорить о том, что первое знакомство с Иудейством хазары получили, общаясь со своими непосредственными соседями — восточнокавказскими евреями. Напомню также, что в свое время на это указывал М.М.Ихилов.
СЕМЕНОВ Игорь Годович
- FIN -