Семенов А.И. Романовское погребение и Донские памятники предсалтовской культуры Хазарского времени.
А.И. Семенов
РОМАНОВСКОЕ ПОГРЕБЕНИЕ
И ДОНСКИЕ ПАМЯТНИКИ ПРЕДСАЛТОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ХАЗАРСКОГО ВРЕМЕНИ
Ленинград
С выделением предсалтовских памятников связаны важнейшие вопросы хазарской археологии Дона: поиски собственно хазарской культуры, генезис этнических компонентов салтово-маяцкой культуры, происхождение оседлости и её носителей и др.
На основании сведений письменных источников, победа над болгарскими племенами, установление гегемонии хазар в Подонье и образование самостоятельного хазарского государства относятся ко второй половине VII в. н.э. Наиболее ранние памятники салтово-маяцкой культуры Дона, связываемой с населением Хазарского каганата, датируются серединой VIII в. Можно было бы объяснить отсутствие на Дону селищ и городищ в пределах почти столетнего периода хазарской эпохи кочевым образом жизни населения, но погребения этого времени до сих пор не выделены.
Отсутствие достоверно предсалтовских памятников делало уязвимой гипотезу о генетической связи салтово-маяцкой и сарматской культур. Культура белокаменных городищ и обширных городских грунтовых некрополей в бассейне Дона кажется возникшей внезапно, очевидно, как и считает большинство высказавшихся по этому поводу исследователей, в результате миграции с Северного Кавказа в середине VIII в.
Современное состояние раннесредневековой хронологии Дона характеризуется отсутствием в литературе указаний на достоверные памятники середины VII — середины VIII вв. Не разработанность предсалтовской хронологии Дона подтверждается и использованием в одной из наиболее существенных работ последних лет по раннесредневековой хронологии Восточной Европы донских комплексов с неточным (Столбица) и неверным (Романовская) определением происходящих из них византийских монет [1; 2; 9].
На Дону нет многослойных поселений и стратифицированных могильников предсалтовского периода. Это ограничивает возможности построения хронологической шкалы периода только рассмотрением опорных комплексов, датированным по внешним аналогиям. Нехарактерный для салтово-маяцкой культуры облик инвентаря, несвойственный ей подкурганный обряд и новые определения монет (Константин IV, 681-685 гг. и Леонтий II, 695-698 гг.) предполагают возможность досалтовского возраста Романовского погребения.
Открытое столетие назад, 1884 г., погребение у станицы Романовской представлено в литературе только разрозненными упоминаниями отдельных, наиболее ярких предметов. Долгое время оно находилось вне поля зрения хазароведов, что, по-видимому, вызвано обстоятельствами находки и судьбой романовских вещей, хранившихся в трех удаленных друг от друга музеях Москвы, Петербурга и Новочеркасска. Датировка хазарским временем затруднялась нехарактерным для салтово-маяцкогй культуры Дона обликом золотых романовских вещей, необычным, как принято считать, для этой культуры подкурганным обрядом. Препятствовало уяснению хронологической позиции погребения и ошибочное определение монет.
Реконструируемый по архивным материалам погребальный обряд и, прежде всего, наличие курганной насыпи принципиально отличают романовское захоронение от типичных погребений салтово-маяцкой культуры Дона. Сохранившиеся об обряде сведения собраны чиновником, проводившим специальное дознание у населения, и не вызывают сомнений [15].
Среди подробного описания отдельных предметов, их расположения в могиле, деталей обряда содержится вполне определенное указание на существование курганной насыпи в виде едва заметного над поверхностью земли возвышения. По сведениям археологов, погребенный был обращен головой на северо-запад. Следы гроба не прослежены. Возле черепа погребенного найден глиняный горшок, наполненный древесным углем. «В расстоянии аршин (*) трех» от горшка в противоположную сторону, т.е. в ногах скелета, оказалась голова и кости ног лошади [16].
(*) – аршин (4 четверти; 16 вершков; 28 дюймов) = 711,2 мм; прим. ред.
Последнее обстоятельство очень важно, так как вновь указывает на нехарактерную для салтово-маяцких погребений Дона черту. К сожалению, по сохранившемуся описанию нельзя установить, идет ли речь о полном скелете лошади или только о его части.
Согласно существующим представлениям, донские захоронения хазарского времени, совершенные под курганами и сопровождаемые найденными в могиле костями лошади, должны были бы связываться с поздними кочевниками: печенегами, торками, гузами. Неприемлимость такой атрибуции для романовского погребения опирается на его раннюю дату – вторая четверть VIII в., — основанную на новых определениях монет и пересмотре устаревших дат украшений.
Первое определение романовских монет принадлежит, по-видимому, Х.И. Попову, отнесшему одну из них ко времени Льва III (717-741 гг.), а другую – к эпохе после Юстиниана и Ираклия [18]. Определение первой монеты не подвергалось сомнению, а второй – уточнению до недавнего времени [5; 3; 4; 9]. В 1967 г. В.В. Кропоткин дал описание и определение монеты (Константин IV Погонат, 668-685 гг.), хранившейся прежде в Новочеркасска, не указывая источник описания [10]. Фотография аверса монеты помещена в каталоге Новочеркасского музея [19]. Более полное представление о монете дает типографское воспроизведение её рисунка, хранящееся в делах Археологической комиссии [17]. Отсутствие на реверсе фигур Тиберия и Ираклия ограничивает возможное время выпуска 681-685 гг., когда братья-соправители Константина IV уже были отстранены от власти. Другая монета из станицы Романовской, хранящаяся в Историческом музее в Москве, определяющаяся временем правления Льва III [9], принадлежит в действительности Леонтию II (695-698 гг.). Новые определения значительно удревняют время чеканки младшей из монет и сокращают возможный интервал времени их выпуска до 11-18 лет. Это создает дополнительный аргумент в пользу незначительного «запаздывания» монет в комплексе.
Различно датировались золотые нагрудные аграфы романовского погребения. Первоначально предлагавший их дату изготовления VII-VIII вв. Н.П. Кондаков [7] изменил её впоследствии на VIII-IX вв. [8]. Б.А. Рыбаков отнес аграфы к вещам антской эпохи и датировал их V-VI вв. [20]. Эту дату и интерпретацию Б.А. Рыбакова принял Б.В. Лунин [12]. С.В. Киселев ограничил время находки VI в. [6].
Время изготовления аграфов устанавливается по их сходству с образцами, выделяемой Б.И. Маршаком степной группы памятников прикладного искусства VII-VIII вв. [13]). Орнамент романовских застежек и близкие ему орнаменты фрагментированных золотых обкладок из романовского погребения представляют промежуточное звено между узорами соответствующей группы изделий из погребения в Перещепино и более стилизованными и упрощенными орнаментами на деталях поясного набора из Ясиново и многочисленных предметах из албанской находки во Брапе, датированных началом VIII в. [14]. В целом золотые пластинчатые обкладки из Романовской соотносятся со вторым периодом аварских древностей (680-720 гг.).
Со времени открытия романовского захоронения только в самую раннюю пору были предприняты две попытки определить его место в системе памятников Дона, увязав с известными хазарскими древностями. В.И. Сизов пытался привлечь захоронение (опираясь на неверную позднюю дату его младшей монеты) для подтверждения ранней даты Цимлянских городищ [22]. Современным Цимлянскому городищу считал погребение Х.И. Попов, специально отмечавший и их территориальную (всего 20 верст (*)) близость [18].
(*) – верста (500 саженей) = 1,0668 км; прим. ред.
Вопрос об уникальности обряда романовского погребения, отличного от традиционного обряда салтово-маяцкой культуры Дона, отпадает после нахождения захоронений хазарского времени в бассейне реки Дона, содержавших византийские солиды второй половины VII – первой половины VIII в. Все погребения с монетами этого времени совершены под курганными насыпями: Романовская, Столбица, Большая Орловка, Соколовская балка [21]. Подтверждает наблюдение позднее ставшее известным подкурганное захоронение Дорофеевского могильника на Есауловском Аксае с монетами Фоки (602-610) и Ираклия с Ираклием Константином (610-641 гг.) [11].
Все перечисленные могилы, наряду с необычным для хазарского времени обрядом, заметно отличаются от средних погребений салтово-маяцкой культуры Дона богатством инвентаря. В их составе часты вещи из драгоценных материалов, нередко привозные. Судя по захоронению у Соколовской балки, курганы хазарского периода с византийскими монетами связаны с курганами со рвами подквадратной в плане формы частично синхронными раннесалтовским погребениям Дона (известны уже и на Украине и на Нижней Волге). Курганы с монетами и курганы с ровиками объединяются общими признаками: ориентировка погребенного головой преимущественно на запад, наличие костей лошади и барана в могиле, восточные аналогии инвентарю и важным деталям погребального обряда.
Существенно отличаются донские подкурганные захоронения хазарского времени по обряду и инвентарю от типичных погребений салтово-маяцкой культуры Дона. Они определяются, очевидно, этническими различиями, дополняются высоким социальным статусом покойников, захороненных в курганах. Выдвигаемое предположение о принадлежности части подкурганных захоронений социальными верхами каганата – собственно хазарам или тюркам, его создателям, — опирается на достоверно предсалтовский возраст некоторых курганов хазарского времени на Дону. Наличие курганной насыпи становится одним из ведущих признаков в поисках предсалтовской культуры Дона.
Литература
- Амброз А.К. Проблемы раннесредневековой хронологии Восточной Европы. I. — СА, 1971, № 2.
- Амброз А.К. Проблемы раннесредневековой хронологии Восточной Европы. II. — СА, 1971, № 3.
- Зверев Ст. Материалы по археологии Дона. Издание Воронежского губернского статистического комитета. Воронеж , 1894.
- Зверев Ст. Следы христианства на Дону в домонгольский период. – Труды X AC. M., 1896.
- Каталог предметов, доставленных на археологическую выставку при IX Археологическом съезде в Вильне в 1893 году. Вильна, 1893.
- Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951.
- Кондаков Н.П. Эрмитаж. Указатель отделения средних веков и эпохи Возрождения. Спб., 1891.
- Кондаков Н.П. Русские клады, т. 1. Спб., 1896.
- Кропоткин В.В. Клады византийских монет на территории СССР. М., 1962.
- Кропоткин В.В. Новые находки византийских монет на территории СССР. – ВВ. 1967, № 26.
- Лагоцкий К.С., Шилов В.П. Исследования Волго-Донской экспедиции. – АО 1976. М., 1977.
- Лунин Б.В. Саркел (К истории славян и хазар на Дону). Ростов н/ Д., 1939.
- Маршак Б.И. Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике. М., 1971.
- Маршак Б.И., Скалон К.М. Перещепинский клад. (К выставке Сокровища искусства Древнего Ирана, Кавказа, Средней Азии). Л., 1972.
- О присылке в Комиссию на рассмотрение древностей, принадлежащих учреждаемому в Новочеркасске Донскому музею. – Архив ЛОИА АН СССР. Дело АК, № 65, 1886 г.
- О раскопках В.И. Ястребова в Области Земли Войска Донского. – Архив ЛОИА АН СССР. Дело АК, № 9а, 1890 г.
- Об археологических разысканиях Н.Е. Бранденбурга в Донской области. – Архив ЛОИА АН СССР. Дело АК, № 17, 1891 г.
- Попов Х.И. О цимлянских находках, об открытии древностей на цимлянском городище в Области Войска Донского. – Архив ЛОИА АН СССР. Дело АК, № 203, 1894.
- Попов Х.Н (?). Описание археологического отдела Донского музея. Новочеркасск, б. г.
- Рыбаков Б.А. Акты и Киевская Русь. – ВДИ, 1939, № 1.
- Семенов А.Н (?). Византийские монеты из погребений хазарского времени бассейна р. Дон. – В кн.: Проблемы археологии. II. Л., 1978.
- Сизов В.И. Раскопки в двух городищах близ Цимлянской станицы на Дону. – Труды VI АС, т. 4. Одесса, 1889.
- FIN -