К 1100-летию официального принятия ислама народами Волжской Булгарии. История проникновения ислама на территорию современной России. Ислам и история возникновения казачества.
1100 лет назад Волжская Булгария установила ислам как государственную религию на своей территории. 21 мая 922 года в город Болгар, расположенный при слиянии великих рек Камы и Волги, — политический, экономический и культурный центр Волжской Булгарии, предшественницы современной Республики Татарстан — прибыло посольство из Багдада, положив начало взаимодействию этого государства с исламским миром.
Принятие ислама сделало волжских булгар общностью, получившей религиозную идентичность, отличающую ее от окружающих народов, и во многом предопределило характер международных и региональных связей булгарского государства. Ислам в Поволжье дал мощный толчок развитию богословия, высокой литературы и искусства. Это событие во многом предопределило создание современной уникальной российской цивилизации, соединяющей традиции Запада и Востока. В книге Ахунова А.М. доцента кафедры регионоведения и исламоведения Института востоковедения и международных отношений Казанского федерального университета «Исламизация Волжско-Камского региона» разбирается — как и почему предки поволжских татар приняли ислам, почему среди множества религий, уже существовавших в то время они избрали именно мусульманскую религию. Стоит напомнить, что предки волжских татар — волжские булгары географически находились за тысячи километров от тогдашних основных центров мусульманской культуры и религии и не могли тесно соприкасаться с носителями ислама. В связи со всем этим возникло желание понять — а как было раньше? Как, и когда ислам проник в этот регион? Ответ на эти вопросы частично дают известные на нынешний день арабские и персидские источники. Но кроме них существуют и менее известные, но не менее важные документы, которые до сих пор оставались в тени, так как по тем или иным причинам не были доступны для исследователей.
Исламизация Волжско-Камского региона
«Записка» Ахмеда Ибн-Фадлана – чрезвычайно важный источник по истории Восточной Европы X века (в рамках 1100-летия официального принятия ислама народами Волжской Булгарии). Ее автор посетил Волжскую Булгарию (в ту пору северо-восточную провинцию Хазарского каганата) в составе посольства аббасидского халифа аль-Муктадира (908-932 гг.). Поездка была предпринята по инициативе правителя Волжской Булгарии, который, желая избавиться от власти хазар, просил покровительства халифа и обещал принять ислам. Посольство вышло из Багдада в 921 г. и прибыло в Волжскую Булгарию в мае 922 г. О его результатах ничего не известно, но Ибн-Фадлан (возможно, второе лицо в посольстве) оставил подробный отчет о путешествии, и в этом отчете приводится множество уникальных сведений этнографического характера о гузах, башкирах, булгарах и хазарах. Кроме этого, Ибн-Фадлан видел в Булгарии русов и оставил подробное описание их погребального обряда.
электронная книга Крачковский, И. Ю. Путешествие Ибн Фадлана на Волгу
Проникновение ислама на территорию современной России (в рамках понимая истории 1100-летия официального принятия ислама народами Волжской Булгарии) происходило через Дагестан ещё в VII веке (примерно в 644 г.н.э.), при втором праведном халифе Умаре ибн аль-Хаттабе (585—644 г.н.э., Пророк Мухаммад женился на дочери Умара по имени Хафсе.). Халиф Арабского Халифата Умар поручил Сурак ибн Амру совершить поход на Аль-Баба — «Ворота», так в древности называли Дербент. В 642—643 году войска подошли к городу и его правитель Шахрбараз вынужден был подчиниться при особых гарантиях. Позже хазары при помощи местных непокорных племён заставили арабов оставить Дербент и отступить. В 652 году арабы в очередной раз взяли Дербент. Проникновение ислама на территорию современной России в своей книге описывает кандидат философских наук, доцент, заслуженный учитель Республики Дагестан, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин филиала ДГУ в г. Дербенте Г.Н.Сеидова.
Дербент — откуда пошёл ислам в России. Г.Н.Сеидова
Происхождение казачества можно понять, понимая, в том числе, историю проникновения ислама на территория современной России. Важным достижением в изучении происхождения казачества стали переводы на европейские языки, публикация и комментирование источников, содержащих первые фиксации слова «казак», а также изучение фольклорного и лексикографического материала, послужившего основой для этимологических наблюдений. Российский востоковед польского происхождения Ю. Ю. Сенковский представил (1832) трактовку этого слова, ставшую со временем хрестоматийной. В комментарии к труду А. И. Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд» он привел данные из сочинения Бабура на чагатайском языке: «казак» со значением «бродяга», «казаклык» – «бродяжничество», что было «заимствовано от образа жизни народа, называемого казаками». Понимание «вольный», выводимое из «бродяжничество», представлено Сенковским в объяснении феномена славянского казачества: «Во времена владычества татар в России – люди вольные из крестьянского сословия называемы были казаками, то есть имеющими право переходить из одной земли на другую, по своему усмотрению.
Монография С.А. Плетневой (1926—2008), доктор исторических наук, специалист по археологии, истории и культуре кочевых народов средневековья, о половецких каменных статуях. Собраны сведения о 1323 изваяниях, около 300 статуй представлены в прорисовках. Всестороннее исследование половецких изваяний позволило автору создать типологические и эволюционные ряды изваяний, а также сделать исторические выводы о передвижении половцев по восточноевропейским степям, о политической географии Половецкой степи в XII в., о взаимоотношениях половцев с Русью и т.п.
- FIN -