«Стремился к целям неземным…» Памяти волгодонского художника, философа, поэта Александра Неумывакина.
21 апреля 2020 года на 78-м году жизни умер Почетный гражданин Волгодонска, художник, философ, поэт, член Союза художников России, член Российского союза профессиональных литераторов Александр Леонтьевич Неумывакин. Александр Неумывакин основоположник оригинального метафизического направления в живописи, философии, поэзии — «Русский свет», то, что лежит за пределами физических явлений, создатель философского учения – этернелизм.
В 1977 г. художник Александр Неумывакин принял приглашение руководителей строительства города Волгодонска приехать и принять участие во Всесоюзной ударной комсомольской стройке по возведению предприятий 21 века завода «Атоммаш» и Ростовской атомной
В своей философской доктрине «Русского света» Неумывакин утверждал, что творец (как частный случай художник) – это не тот, кто формально творит (рисует), а тот, кто ищет путь к Истине через Свет Прозрения в обретении Берегов Души. Этот тяжелейший путь к Истине — это восхождение от человеческого ничтожества и грязи к вершинам Духовности и Богу. Неумывакин считал, что разум, являясь источником морали, опирается на формы культуры человечества, которые ведут к Храму Общения, как величайшего Института Духа Человека, в котором живет Вечность Бога.
1 июня 2020 года – 40 дней, как на 78-м году из жизни ушёл знаменитый волгодонский художник, поэт и философ, Почётный гражданин города Волгодонска Александр Леонтьевич Неумывакин.
Сегодня «Волгодонская правда» публикует подборку его творческих работ разных лет с комментариями Альберта Мустафина (на фото), который был близко знаком с Неумывакиным и дружил с ним 40 лет.
Наша справка. А.И. Мустафин — почитатель таланта Александра Неумывакина, краевед. Сейчас — на пенсии. В прошлом — инженер отдела главного технолога Атоммаша. В 1986 г. готовил технологию и осуществлял первую на заводе контрольную сборку реактора ВВЭР-1000.
Сегодня Альберт Исхакович рассказывает о творчестве Мастера и друга.
Портреты и натюрморт
В 2008-2010 годах по просьбе Александра Леонтьевича мы формировали его интернет-сайт, где публиковали работы художника. В память о нём хочу рассказать об отдельных его творческих приёмах и находках.
Портрет «Первостроитель Волгодонска» кисти Александра Неумывакина. Необычная «скульптурная» техника, написана в стиле «резцом по камню» – угловатость и острогранность, мастер оригинально добился объёма. Художник через «архаичность стиля» подчеркнул мужественность первостроителей Волгодонска.
«Натюрморт». В руках у мастера натюрморт с его уникальной техникой, когда он наносит толстый не разведенный слой краски различного цвета на холст, мазки становятся более заметными, что добавляет картине особую фактуру и оригинальный перелив.
Работа «Дама в желтом кресле» выполнена в стиле классического импрессионизма «против условностей классицизма». Чувственность образа Неумывакин передаёт через весь спектр красок. Он говорил: такие работы не требуют доработки. Наоборот, в момент написания кресло становится разноцветным. Краски усиливали друг друга, и пальто у дамы стало «светиться».
Картина «Сборщики краснодарского чайного листа». Художник жил до Волгодонска в Сочи и с краснодарским чаем знаком. Здесь он экспериментирует с живописным фоном, пишутся размытые контуры и нечеткость. Классическая зарисовка быстрой картины и ощущения переданы в тон настроению художника.
Портреты Александра Ретинского — волгодонского основателя сакрально-геометрического направления в метафизике. Работа написана под воздействием космо-философии А. Ретинского в 90-е годы XX века, когда художник увлекался символизмом.
В течение 1990-х годов Александр Неумывакин использовал символистские мотивы для выражения политической и социальной разрухи в России.
Работа «Девочка в белом на красном фоне». Александр Неумывакин мастер детских портретов. В Волгодонске он подарил детям несколько тысяч быстрых графических портретов. Сотни раз я наблюдал (особенно на выставках) как за 2-3 минуты рождался карандашный рисунок. Мастер стремился постигнуть и подчеркнуть тот особенный духовный свет, который исходит от детей.
Эксперименты с эмалью и акриловыми красками. Цикл работ «Слепые и зрячие».
Мысли Александра Неумывкина: «Я понял великую истину, которая не делит людей по национальным или религиозным признакам, что так характерно для землян, я говорю, что есть только две категории людей: слепые и зрячие. Пытались обрести зрение единицы за всю историю рода человеческого, а слепота приходит с зачатия, ибо зачинают человека слепые муж и жена, погрязшие во лжи института жизни землян».
Духовная сущность
Август 2008 года. Новое в творчестве Александра Неумывакина. Новый жанр в искусстве портрета — «Духовные сущности».
Эпический портрет «Михаил Александрович Шолохов». Духовная сущность (первые буквы ФИО): Мудрость Ауры Широкой.
Матрица: Ты Мудрость Ауры Широкой разлил по миру в русском слове, и гениальные глаголы прожгли эпоху Водолея.
Так вечен будет Дух народа, пока Щукарь искрится смехом, и Гришка скачет в даль степную, Аксиньи платок держа на сердце.
Эпический портрет «Владимир Владимирович Маяковский». Духовная сущность: Вестник Величия Мира.
Матрица: Ты Вестником пришёл на Землю поведать Миру Всё Величье ангельской души и, одиночества изведав меру, Ты пал Звездою в мир иной, а Мудрость слов сияет светом, ты ритмы Бога обнаружил и, с Солнцем часто чай гоняя, ты Громовержцем восставал и молнии метал в толпы рабов, чтоб встать металлом над Москвой и Тишины Изведать Мудрость.
Обратите внимание, как перекликается новаторство Владимира Маяковского и Александра Неумывакина: «Довольно грошовых истин./Из сердца старое вытри. /Улицы – наши кисти./Площади — наши палитры». (В.В. Маяковский «Приказ по армии искусства»).
Графические работы
Графическая работа «Георгий Победоносец», 2008 г., бумага, шариковая паста. Несколько сотен графических работ Александр Неумывакин выполнил шариковой ручкой.
На вопрос: «Почему Вы применяете технику рисования шариковой ручкой?», мастер отвечал: «Это техника, с точки зрения академической школы, неправильная. Но опытному рисовальщику эта техника очень удобна, она позволяет мне размышлять. А папку с недорогой бумагой для набросков ручкой я ношу всегда с собой…»
Одно из таких размышлений Александра Леонтьевича: «Помни, что всё в мире Относительно. Высшая Музыка – это Тишина. Высшее проявление Творчества – это Белый лист, который явил людям, как Информационное Поле Мироздания, малую толику знаний, заключённых в Пустоте Белого Листа. Помни, что Низшее это Высшее, а Высшее это Низшее. Помни, что Любое Начало Есть Преддверие Конца, а Любой Конец Есть Преддверие Начала. Помни, что Истина это вершина умозаключений индивида в восприятии вечно-меняющегося мира».
Собственноручная эпитафия Александра Неумывакина: «Ты в Бесконечности Пустыни Жизнь познал; Стремился к целям неземным, как Бог. И вот теперь Тебя уж нет, И только ветер пыль несет из праха Твоего».
Хрущёвская оттепель
Период хрущёвской оттепели 1954-1964 годов и далее в среде живописцев СССР наступил так называемый «второй русский авангард» или «мир знаков неофициального искусства». Возрожденный мир русского авангарда и современное западное либеральное искусство стали взаимно проникать и налаживать связи.
Абстрактный импрессионизм, авангард, метафизическая живопись вновь стали популярными, более того они разнообразили плакатное искусство и идеи праздничного оформления советских городов 1960-1980 гг. 25-летний Александр увлекся сюрреализмом и метафизической живописью, где изображение мечты и философской метафоры выходят за рамки обычной человеческой логики. Ниже идут работы периода 1968-1969 гг.
Работа «Упоение любовью», графика, 1969 г., первые сюрреалистические опыты. Автор изобразил ирреальную странную атмосферу любви и увязал со словами поэта: «Я все прощу и все в тебе приму. И все снесу страданья и болезни». Такие работы пользовались бешеной популярностью в дизайне интерьеров 1960-1970-х годов.
Работа «Абсурдность войны», графика, 1968 г. Автор изобразил героизм, кровь и боль любой войны языком авангардного искусства. В 60-е годы ещё свежи были раны от потерь, в каждой семье произносили слова: «…лишь бы не было войны».
Работа «ХХ ВЕК», графика, 1968 г. Автор изобразил «эпоху» в виде хаоса, в тоже время элементы хаоса сплелись в одно форму, где центральным элементом является запуганный человек.
Работа «Модница», графика, 1969 г. Модница-комсомолка производит немного шоковый эффект от нового понимания образа комсомолки в стиле «модной политической абстракции».
«Революционный алмаз»
Работа «Ленин», графика. Эскиз А.Л. Неумывакина для большой настенной живописи советского периода, талантливая работа художника.
Лениниана – это одно из самых дорогостоящих, сложных и конкурентных направлений в искусстве СССР. Эскиз выполнен с огранкой, символизирует «революционный алмаз, который вознес достоинство наций и народов на небывалую высоту». Александр Леонтьевич всегда сокрушался: «Не уберегли страну».
А. Л. Неумывакин: «Мудрецы древности молили Бога, чтобы Он не давал им денег, ибо богатство перекрывает пути к истине, толкает человека в дебри инстинктов и желаний, которые закабаляют человеческое сознание и гасят разум, который, засыпая, рождает чудовищ разврата, чревоугодия, никотина, наркотиков, алкоголя, лжи, лени, лицемерия, власти, славы, моды, которые в своих полчищах губят душу человека, ввергая его в безумие смерти в самих себе, в детях и потомках».
А.Л. Неумывакин: Притча, пришедшая ко мне из Космоса в далёкой юности: «Идут два путника. Первый из них идёт по асфальтированной дороге, одетый, с большим запасом провианта, и впереди только ночь без огней. Второй идёт по бездорожью, голодный и раздетый, но впереди мерцает огонёк.
Первый путник неизбежно погибнет, ибо не видит он цели идеи путеводного огонька, а второй выживет и найдёт свой огонёк, ибо он, огонёк, – это его «Я», как олицетворение божественного начала, живущего в каждом человеке».
Вечность «Окоёма»
Триптих «Мать и дитя. Мир. Разум. Вечность». Работы написаны в разных стилях, но их художник объединил намеренно, в рамках свей философии «Окоём». Мать и дитя во все времена и у всех народов символизируют мирное будущее, разум для сохранения жизни, вечные ценности.
Александр Неумывакин безумно любил донскую степь, раздольную, величавую своим простором, и полюбилось ему слово «Окоём» древнерусских южан, означающее чувство, когда окидываешь взглядом ширь и даль до горизонта.
Принципы философии «Окоёма», описанные А.Л. Неумывакиным: «Стремительно ухудшается экологическая обстановка на Земле. Новые болезни губят человечество. Усиливается гонка вооружений. Разрабатываются всё новые и новые виды оружия. В этих условиях катастрофа неизбежна…Спасение в философии Окоём. Окоём – это Око ёмкое, Око Мира, Око Разума или Взгляд в Вечность. А ещё можно сказать, что Окоём – это Созерцание Истины озарённым Сознанием».
Картина «Мистический реализм Кавказа». Александр Неумывакин хорошо знаком с Кавказом, родился в Дагестане у восточных отрогов, жил в Сочи с западной стороны Кавказского хребта.
Кавказские горы Александра Неумывакина, освещённые солнцем, окутанные облаками, покрытые снегом, выстроенные величественной грядой, погружённые игрой красок в синеву.
Облака особенные, «кудрявые» и величественные в недоступной голубой бездне, из вечного и загадочного мира прекрасного, и чтобы это подчеркнуть, автор использует необычную технику — перспективу он пишет не расплывчатую и в тумане, а выразительно и контрастно, где беспредельный простор и свобода.
Картина «Небо над Цимлянским морем». Есть в мире необычный праздник – День наблюдения за облаками. Многие сидя на берегу Цимлянского моря, наслаждались чарующей небесной симфонией купола над морем.
В нашем случае художник пишет великое множество вариаций, здесь и красный – горящее пламя небесной жизни, то ли закат, то ли Бог-громовержец готовится, пробуждаясь, метнуть стрелу.
Вот справа – бело-черные облака, как предвестники грядущих перемен, но хочется покоя небесной синевы. Художник усиливает хмурь небесных туч, и они сползают вниз, прижимаясь к морю, наполняя парус ветром.
Более того, художник генерирует у созерцателя глобальное космическое сознание, что за огненной красотой облаков бесконечный чёрный космос.
В гости к философу
Мастерскую Александра Неумывакина любили посещать историки и археологи, общественные деятели.
Например, здесь бывали доктор исторических наук, профессор Владимир Петрухин — специалист по истории, археологии и исторической антропологии России в средние века (славяне, скандинавы, хазары); директор археологического музея-заповедника «Танаис», специалист по истории и археологии донского края Валерий Чеснок; российский общественный деятель, историк, коллекционер, руководитель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин; председатель Ростовского регионального общественного фонда содействия социально-экономическому развитию «Танаиса» Николай Судоргин; старший научный сотрудник института археологии Российской Академии наук, кандидат исторических наук, единственный специалист по Хазарскому каганату в РФ Валерий Флёров и другие.
Их всех интересовал оригинальный философский анализ художником развития исторического процесса, а именно — огромная картина изменений и деяний, бесконечно разнообразных формирований народов, государств, индивидуумов (которые непрерывно появлялись одни за другими).
У Александра Леонтьевича было глубоко проработанная мысль необратимости изменений (как положительных, так и отрицательных). Развалины, сохранившиеся от прежнего великолепия — это изменение с его отрицательной стороны. Изменение, которое есть гибель, есть в то же время и возникновение новой жизни. Из жизни происходит смерть, а из смерти — жизнь.
- FIN -